КЛЮ́ЕВ НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КЛЮ́ЕВ Николай Алексеевич [10(22).10.1884, деревня Коштуги Вытегорского уезда Олонецкой губ. – между 23 и 25.10.1937, Томск], рус. поэт. Из семьи крестьян-старообрядцев. В 1890-е гг. учился в Вытегре в церковно-приходской школе и 2-классном гор. училище. В 1906 подвергнут аресту и полугодичному тюремному заключению за революц. агитацию крестьян. В 1900–10-х гг. жил преим. в деревнях Рус. Севера, в Вытегре. С 1923 в Петрограде, с 1932 в Москве. 2.2.1934 арестован, выслан в Нарымский край, затем в Томск, где и был расстрелян. Реабилитирован посмертно.
Дебютировал поэтич. сб. «Новые поэты» (1904), первые опыты в стиле нар. поэзии относятся к 1908. Популярность принёс сб. стихов «Сосен перезвон» (1912), вышедший с предисловием В. Я. Брюсова и посвящённый А. А. Блоку, с которым К. переписывался с 1907. В нач. 1910-х гг. поэзия К. получила высокую оценку акмеистов (Н. С. Гумилёв увидел в К. продолжателя «традиций пушкинского периода» – «Аполлон», 1912, № 1); К. участвовал в заседаниях «Цеха поэтов», печатался в столичных изданиях. В 1915–16 стал, наряду с С. А. Есениным (с которым познакомился в окт. 1915), ключевой фигурой новокрестьянского направления в рус. поэзии (С. А. Клычков, П. В. Орешин, А. В. Ширяевец и др.). Творч. итогом периода 1905–18 явилось 2-томное собрание стихотворений «Песнослов» (1919), объединившее сб-ки «Братские песни» (1912), «Лесные были» (1913), «Мирские думы» (1916) и др. Утопич. восприятие революции как пути в Царствие Божие в стихах 1918–19 сменяется в нач. 1920-х гг. (сб. «Львиный хлеб», 1922) представлением о ней как о кощунственном развенчании «Матери-красоты». В 1920-е гг. К. тяготеет к эпич. формам, создаёт поэмы «Четвёртый Рим», «Мать-Суббота» (обе 1922), «Плач о Сергее Есенине» (1926), «Соловки» (1926–28), «Заозерье», «Деревня» (обе 1927), «Погорельщина» (1928), «Каин» (1929). Грандиозный эпич. замысел начатой в 1928 поэмы «Песнь о Великой Матери» (опубл. в 1991) завершён не был. Поэзию К., вобравшую в себя традиции рус. фольклора (особенно северного), духовных стихов, старообрядч. песнопений, отличают усложнённый орнаментальный стиль, основанный на «нанизывании» метафор, обилие этнографич. реалий. Идеализируя патриархальный уклад «избяной» Руси-Китежа и противопоставляя его гор. цивилизации (их антагонизм символически представлен как вражда Земли и Железа), К. контаминирует мотивы нар. мифологии и христианской мистики, балансируя между апокалиптич. настроениями и утопич. чаяниями.