ИВА́НОВ-РАЗУ́МНИК
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИВА́НОВ-РАЗУ́МНИК (псевд.; др. псевдонимы – Вл. Холмский, Р. Новосельский, Ипполит Удушьев, Скиф, Тугарин, Р. Корсаков; наст. имя и фам. Разумник Васильевич Иванов) [13(25).12.1878, Тифлис – 9.6.1946, Мюнхен], рус. лит. критик, публицист, историк рус. обществ. мысли. Дворянин. Родился в семье ж.-д. служащего. С 1897 учился на физико-математич. ф-те С.-Петерб. ун-та. За участие в студенч. движении неоднократно арестовывался; в 1902 был выслан из С.-Петербурга. Жил в Симферополе; в имении жены во Владимирской губ.; с 1907 – в Царском Селе под С.-Петербургом. Дебютировал в печати ст. «Н. К. Михайловский» (1904); выступил как идеолог неонародничества. Широкую известность принесла кн. «История русской общественной мысли. Индивидуализм и мещанство в русской литературе и жизни XIX в.» (т. 1–2, 1907), отразившая влияние А. И. Герцена, а также Н. К. Михайловского и П. Л. Лаврова. В ней история рус. интеллигенции, осмысленная на материале лит-ры, предстала как история борьбы «индивидуализма», отождествлённого И.-Р. со служением обществу во имя высших целей («правды-справедливости»), с «всесословным мещанством», понимаемым как косность и бездуховность. Активную журналистскую деятельность совмещал с историко-лит. работой: подготовил и издал собрание сочинений В. Г. Белинского в 3 томах (1911), стихотворения Г. Р. Державина, поэмы А. С. Пушкина; автор книг о Белинском, Л. Н. Толстом (обе 1912) и др. В 1912 принял участие в организации символистского изд-ва «Сирин»; в 1912–14 ведущий критик эсеровского ж. «Заветы» (статьи частично собраны в кн. И.-Р. «Заветное. О культурной традиции», 1922). Накануне 1-й мировой войны сформировались идеи мистико-революц. почвенничества И.-Р. Они стали платформой лит. группы «Скифы», которая объединила писателей и деятелей искусств разных направлений и заявила о себе двумя одноим. сборниками (1917, 1918). Считал социальную революцию подготовит. этапом к «революции духа». Окт. революцию 1917 воспринял как проявление очистит. стихии, предвещающей конец размеренного и благоразумного, «мещанского» существования и открывающей путь к духовному созиданию, к «святому безумию» творчества. Взгляды И.-Р., полагавшего, что Россия может пойти своим путём развития, избежав «мещанства Европы», способствовали формированию идеологии евразийства; они оказали большое влияние на А. А. Блока и А. Белого. В 1917 редактор лит. отдела эсеровской газ. «Дело народа»; в 1918 зав. лит. отделом газ. «Знамя труда»; сотрудник ж. «Наш путь». В 1919 стал одним из инициаторов «Вольной философской ассоциации». Во 2-й пол. 1920-х – нач. 1930-х гг. подготовил собрание сочинений М. Е. Салтыкова-Щедрина в 6 томах (1926–28), выпустил монографию о нём (1930); занимался творчеством Блока (подготовил т. 1–7 собрания сочинений в 12 томах, 1932–33). В февр. 1933 арестован по сфальсифицир. делу о создании центра народничества; в 1933–36 отбывал ссылку в Саратове; в 1937 вторично арестован, в 1939 освобождён из-под следствия. Осенью 1941 в г. Пушкин попал в зону нем. оккупации; в 1942–43 находился в лагере для перемещённых лиц в Данциге; после окончания войны оказался на территории, занятой зап. союзниками.