ЕВРАЗИ́ЙСТВО
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЕВРАЗИ́ЙСТВО, идейное и общественно-политич. движение в среде рус. эмиграции в 1920–30-х гг. Возникло после выхода в 1921 в Софии сб. «Исход к Востоку. Предчувствия и свершения. Утверждение евразийцев», авторами которого были П. Н. Савицкий, Н. С. Трубецкой, Г. В. Флоровский, П. П. Сувчинский. В разработке идеологии Е. активно участвовали Н. Н. Алексеев, Г. В. Вернадский, Л. П. Карсавин и др. Идеи Е. получили отражение во многих изданиях, вышедших в Софии, Праге, Белграде, Берлине, Брюсселе, Париже, где работали евразийские кружки, семинары. Издавались сб. «Евразийский временник» (кн. 1–7, 1921–31), «Евразийская хроника» (вып. 1–12, 1925–37), еженедельная газ. «Евразия» (1928–29). В 1927 оформилась политич. организация евразийства.
Стремясь к воссозданию единого Рос. гос-ва, евразийцы выдвинули историософскую и культурологич. концепцию России-Евразии как самобытной цивилизации, соединившей в себе элементы Востока и Запада (под Евразией они понимали срединную часть Европы и Азии, объединяющую три равнины: Восточно-Европейскую, Западно-Сибирскую и Туркестанскую). Опираясь на идеи С. М. Соловьёва, А. П. Щапова, В. О. Ключевского о роли природно-географич. фактора в рус. истории и теорию культурно-историч. типов Н. Я. Данилевского, сторонники Е. обосновывали единство России-Евразии её уникальным ландшафтно-климатич. пространством (П. Н. Савицкий), особым этнокультурным ареалом (Н. С. Трубецкой), доминирующей ролью православия. Так доказывалась общность историч. судьбы населяющих её славянских и «туранских» (финно-угры, тюрки) народов, близость их культур, этнопсихологич. типа, религ. воззрений и чувств, языков (согласно Трубецкому, в рамках праиндоевропейского языка праславянский диалект был ближе к праиранскому, чем к зап. диалектам). Истоки евразийского политич. культурного единства идеологи Е. усматривали не в Киевской Руси, а в империи Чингисхана – «степной цивилизации», где евразийский культурный тип якобы впервые предстал как единое целое. Делая акцент на восточном, «туранском», элементе в рус. культуре, евразийцы подчёркивали положительное значение татаро-монг. периода для гос. строительства и сохранения православных устоев перед лицом идеологич. и воен.-политич. экспансии Запада и отрицательно относились к преобразованиям Петра I как положившим начало европеизации России. В этом контексте Революция 1917 оценивалась как событие, ознаменовавшее начало новой эпохи, связанной с выходом России из чуждого ей европейского («романо-германского») культурного мира и вступлением на путь самобытного историч. развития. Модель социально-политич. устройства России евразийцы надеялись осуществить путём мирного преобразования коммунистич. государства в автаркическое и авторитарное, руководимое элитой («правящим отбором»), опирающейся в своей политике на доминирующую идею евразийского культурного единства («идеократия»). В экономике предполагалось обеспечить гармонич. сочетание частной и гос. форм собственности. В духовной жизни интегрирующая роль отводилась православию. Народ рассматривался как «симфоническая личность» (Л. П. Карсавин), «многородная нация» (Трубецкой), а «низовые» локальные культуры должны гармонично сочетаться с объемлющей их «высокой» культурой. Крайняя элитарность евразийской доктрины, утверждение в ней примата коллектива над личностью, концепция идеократии подверглись резкой критике в эмигрантских кругах (Н. А. Бердяев, Ф. А. Степун, П. Н. Милюков и др.). В кон. 1920-х гг. произошёл раскол движения. Под рук. С. Я. Эфрона и Д. П. Святополк-Мирского вокруг газ. «Евразия» образовалось левое крыло, открыто симпатизировавшее сталинскому режиму. Ряд видных идеологов Е., в т. ч. Н. С. Трубецкой, Н. Н. Алексеев, Савицкий и др., порвали с ним связи. С сер. 1930-х гг. Е. как организованное движение прекратило существование. Последователем идей Е. считал себя Л. Н. Гумилёв.