КОЛЬЦО́В АЛЕКСЕЙ ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КОЛЬЦО́В Алексей Васильевич [3(15).10.1809, Воронеж – 29.10(10.11).1842, там же], рус. поэт. Из мещан, сын потомственного прасола (торговца скотом). В 1821 окончил один класс двухклассного воронежского уездного училища, после чего отец привлёк его к своему предприятию, делами которого К. занимался до конца жизни. Рано пристрастился к чтению, в сер. 1820-х гг. начал сочинять стихи, найдя поддержку среди воронежской интеллигенции (книготорговец Д. А. Кашкин, семинарист-стихотворец А. П. Серебрянский). В 1830 в Москве состоялась первая (анонимная) публикация 4 стихотворений К. В том же году он познакомился с Н. В. Станкевичем, который ввёл К. в лит. круги. С 1831 стал печататься в столичных изданиях [песня «Перстень» (позднее назв. «Кольцо»), опубл. в «Литературной газете»]. В 1835 усилиями Станкевича и В. Г. Белинского, ставшего гл. популяризатором творчества К., был издан первый сб-к его стихотворений. В 1836, 1838 и 1840 К. по торговым делам бывал в Москве и С.-Петербурге, где его благосклонно принимали А. С. Пушкин, В. А. Жуковский и др. Задуманный К. переезд в С.-Петербург не состоялся из-за его болезни и материальных затруднений в семье. Посмертное издание стихотворений К. (1846) подготовил Белинский, предваривший его большой статьёй «О жизни и сочинениях Кольцова», в которой изложена первая, отчасти мифологизированная биография поэта.
В поэзии К. наиболее значительны его песни, созданные на стыке нар.-поэтич. и литературной (стилизации нар. песен А. Ф. Мерзлякова, А. А. Дельвига и др.) традиций. Характерны фольклорные приёмы (постоянные эпитеты, устойчивые формулы, олицетворения, психологич. параллелизм и др.), к которым К. прибегает в интимной, психологически усложнённой лирике. Так, в любовных песнях представлена сложная гамма переживаний, вплоть до самых мучительных и драматичных: «Измена суженой» (1838); «Русская песня» («Говорил мне друг, прощаючись…», 1839); «Разлука» («На заре туманной юности…», 1840). В ряде ранних песен К. воссоздана гармоничная картина крестьянской жизни с её праздниками, молитвами и земледельч. трудом, приобщающим человека к природе («Сельская пирушка», 1830; «Песня пахаря», 1831; «Урожай», 1835; «Косарь», 1836). В поздних песнях К. преобладают мотивы одиночества, нужды, неволи, растраченной по «чужим людям» молодецкой силы и т. п. («Раздумье селянина», 1837; «Горькая доля», 1837; «Что ты спишь, мужичок?..», 1839, и др.); заостряются социальные и семейные конфликты («Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837; «Деревенская беда», 1838; «Всякому свой талан», 1840), возникает «разбойничья» тема («Удалец», 1833; «Хуторок», 1839), продолжается линия духовной поэзии («Перед образом Спасителя», 1839). Подлинный трагизм присущ стихам на смерть Пушкина «Лес» (1837). Другой значит. раздел лирики К. — «думы», представляющие собой нарочито безыскусные рассуждения на филос. и религ. темы: о тайне мироздания и замысле Творца, о пределах человеческого познания («Божий мир», 1837; «Лес», 1839; «Поэт», 1840). В отличие от стихотворений К. в традиц. лит. жанрах (послания, элегии, мадригалы и др.), его песни и «думы» – уникальное явление рус. поэзии. Элементы поэтики К. были восприняты Н. А. Некрасовым, И. З. Суриковым, С. Д. Дрожжиным, С. А. Есениным и др. Музыку на песни К. писали А. С. Даргомыжский, Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, М. А. Балакирев и др.