ДУНКА́Н ДÁНКАН АЙСЕДОРА
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДУНКА́Н, Дáнкан (Duncan) Айседора (26.5.1877, Сан-Франциско – 14.9.1927, Ницца), амер. танцовщица. Родилась в семье преподавательницы музыки. Первые выступления Д. состоялись в Чикаго в 1895. С 1899 в Лондоне. В 1901 в Париже вступила в труппу Л. Фуллер. Первый большой публичный успех пришёл к Д. после её выступления в Будапеште 19.4.1902. Она открыла школы танца в Германии (Грюнвальд, 1904), Франции (1909). Часто выступала в Москве и С.-Петербурге (1905–13). На волне увлечения «дунканизмом» в С.-Петербурге в 1914 была организована студия музыкально-пластич. движения «Гептахор», просуществовавшая до нач. 1930-х гг. В 1921 по приглашению сов. правительства Д. приехала в Москву, где открыла школу танцев. В 1922 вышла замуж за С. А. Есенина и приняла сов. гражданство. В 1924 навсегда уехала из России. После отъезда Д. школой до 1928 руководила её приёмная дочь И. Дункан (школа существовала до 1949). Вдохновляясь античным иск-вом, идеями У. Уитмена, Ф. Ницше, Р. Вагнера, используя систему Ф. Дельсарта, Д. создала собств. стиль с элементами хореографич. импрессионизма, который открывал путь для возникновения танца модерн. Благодаря ей свободный танец утвердился как особый вид искусства. В основе творч. метода Д. лежал принцип самовыражения свободной личности. Она пыталась вернуть танцу его изначальную естественность и красоту выражения, танцевала босиком в лёгких полупрозрачных хитонах (современники называли Д. «великой босоножкой»). Движения её танца – шаг, лёгкий бег, прыжки, выразительные позы и жесты – напоминали рисунки древних фресок и вазописи. В своих композициях Д. импровизировала, используя музыку Л. ван Бетховена, К. В. Глюка, Ф. Шопена, Ф. Шуберта, П. И. Чайковского, а также мелодии революц. песен. Искусство Д. оказало большое влияние на развитие рус. балета, помогло реформе академич. танца, осуществляемой в нач. 20 в. Трагически погибла.