ДЕЛЬСА́РТ ФРАНСУА АЛЕКСАНДР НИКОЛА ШЕРИ
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ДЕЛЬСА́РТ (Delsarte, Del Sarte) Франсуа Александр Никола Шери (19.11.1811, Солем – 19.7.1871, Париж), франц. театральный педагог, музыкант, певец (тенор), теоретик актёрского иск-ва и вокала. В 1926–30 в Париже учился пению у А. Корона, затем в консерватории у А. Гароде и Л. А. Поншара-отца. Выступал в театре «Опера-Комик». Рано отойдя от артистич. деятельности, стал хормейстером аббатства Шатель в Париже; открыл при соборе курсы пения. Преподавал в Парижской конс., обучал музыке оперных певцов. Среди его учеников – актёры Рашель, Б. К. Коклен. Испытал влияние швейц. теоретика физиогномики И. К. Лафатера, а также Ф. А. Месмера, Ж. Г. Дебюро и др. Разработал собств. систему подготовки актёра, впоследствии зафиксированную одним из его учеников, амер. драматургом, актёром и режиссёром С. Маккеем (посещал класс Д. в 1869–70) и получившую известность в кон. 19 в. Наряду с голосовой техникой Д. исследовал все компоненты актёрского иск-ва. Особое внимание уделял развитию наблюдательности, воспитывал интерес к сценич. передаче реальной жизни, видя в актёре сознательного художника, соблюдающего общие законы творчества. Выявлял взаимодействие телесной экспрессии и духовной жизни, соотносил жизненно-энергетич. начало творчества с мыслительными процессами и моральными (религ.) нормами. Изучая анатомию и медицину, работая в клинике для душевнобольных, исследуя поведение человека в обычных и исключит. условиях, в дальнейшем использовал свои наблюдения для анализа мимики и жеста актёра, природы сценич. эмоции. Результаты своей работы закрепил в спец. таблице особых «зон», иллюстрирующей провозглашённый им «закон соответствий» между органами тела и эмоциональными и рациональными реакциями. Ряд положений системы Д. впоследствии оказал влияние на мн. театральных деятелей и аналитиков актёрского творчества (в частности, А. Я. Таиров называл идеи Д. «абсолютными истинами» в иск-ве). Д. – автор одной из первых попыток кодификации актёрской игры. Сформулированные им «9 законов движения» опираются на понятия, широко применяемые и в совр. театральной педагогике («движение», «ритм», «реакция», «выразительность» и др.). В России интерес к творчеству Д. особенно возрос в 1900–10-е гг., в период экспериментов в области театральной педагогики, развёртывания студийного движения, теоретич. споров о природе сценич. иск-ва и др. (в числе популяризаторов идей Д. – С. М. Волконский, практиковавший его упражнения в собств. студии). Теория Д. сыграла основополагающую роль в становлении танца модерн, получив развитие в творчестве Э. Жака-Далькроза, Т. Шоуна, Р. фон Лабана, К. Йосса. Автор трудов по теории вокального мастерства, методич. сочинений для голоса с фп.; Д. разработал также аппарат для контроля чистоты интонирования.