Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РАШЕ́ЛЬ

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 275

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




РАШЕ́ЛЬ (Rachel) (наст. имя и фам. Эли­за­бет Ра­шель Фе­ликс, Felix) (28.2.1821, Мумпф, Швей­ца­рия – 3 или 4.1.1858, Ле-Кан­не, При­мор­ские Аль­пы), франц. ак­три­са. Из бед­ной евр. се­мьи. В дет­ст­ве пе­ла на ули­цах Па­ри­жа. Училаcь у ак­тё­ра и пе­да­го­га Ж. И. Сан­со­на. В 1838 де­бю­ти­ро­ва­ла в «Ко­ме­ди Фран­сез». С иск-вом Р. свя­за­но воз­ро­ж­де­ние на франц. сце­не клас­си­ци­ст­ской тра­ге­дии и об­нов­ле­ние этой тра­ди­ции в рус­ле от­кры­тий те­ат­ра ро­ман­тиз­ма. Ос­но­ву ре­пер­туа­ра со­став­ля­ли ро­ли в про­из­ве­де­ни­ях П. Кор­не­ля – Ка­мил­ла («Го­ра­ций»), Эми­лия («Цин­на»); Ж. Ра­си­на – Гер­мио­на («Ан­дро­ма­ха»), Рок­са­на («Бая­зет»), Эс­фирь («Эс­фирь»), Го­фо­лия («Го­фо­лия»). Вы­даю­щим­ся сце­нич. соз­да­ни­ем Р. ста­ла роль Фед­ры («Фед­ра» Ра­си­на). Во­пло­ще­ние об­ла­го­ро­жен­ных, обоб­щён­но-мо­ну­мен­таль­ных об­ра­зов ан­тич­ных ге­ро­инь со­че­та­лось в твор­че­ст­ве Р. с вни­ма­ни­ем к пси­хо­ло­гии дей­ст­вую­щих лиц. Её иг­ра от­ли­ча­лась стро­го­стью, пла­стич. за­вер­шён­но­стью фор­мы и в то же вре­мя боль­шой эмо­цио­наль­но­стью, жи­вым, не­по­сред­ст­вен­ным вы­ра­же­ни­ем чувств. Со 2-й пол. 1840-х гг. с боль­шим ус­пе­хом га­ст­ро­ли­ро­ва­ла по Ев­ро­пе и Сев. Аме­ри­ке. В 1853–54 вы­сту­па­ла в Рос­сии, по­лу­чив вы­со­кую оцен­ку М. С. Щеп­ки­на, А. И. Гер­це­на и др. В 1855 ос­та­ви­ла сце­ну.

Лит.: Hagenauer P. Rachel, princesse de théâtre et cœur passionné. P., [1957]; Зин­гер Г. Ра­шель. М., 1980; Лит­ви­нен­ко Н. Г. Га­ст­ро­ли за­ру­беж­ных дра­ма­ти­че­ских ар­ти­стов в Рос­сии (XIX – на­ча­ло XX вв.). М., 2000; Ис­то­рия за­ру­беж­но­го те­ат­ра. СПб., 2005.

Вернуться к началу