ЛА́БАН РУДОЛЬФ ФОН
-
Рубрика: Театр и кино
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛА́БАН (Laban) Рудольф фон (15.12.1879, Пресбург, ныне Братислава, Словакия – 1.7.1958, Уэйбридж, Великобритания), австр., нем. и англ. танцовщик, хореограф, педагог, теоретик танца. Учился живописи и декоративному иск-ву в Мюнхене, актёрскому мастерству и танцу в Париже. Гастролировал с труппой франц. ревю по Сев. Африке, где познакомился с арабским и негритянским фольклором. В 1907–10 выступал как танцовщик в Австрии и Германии. В 1910 организовал в Мюнхене школу. В 1914–25 работал как педагог и балетмейстер, осуществил ряд постановок, в которых был автором музыки, хореографии и оформления: «Победа жертвы» (1916, Цюрих), «Игрок» (1917) и «Призрачный образ» (1922, обе – в Нюрнберге) и др. В 1925 организовал в Гамбурге камерную балетную труппу. В 1926 создал в Вюрцбурге хореографич. школу. В 1927 переехал в Берлин. В 1930–34 директор гос. объединения театров Берлина, руководитель Балетной труппы Берлинской гос. оперы. В своих постановках и теоретич. трудах выступил как один из основоположников нем. «выразительного танца», оказавшего значит. влияние на все виды совр. хореографии. В 1938 эмигрировал в Великобританию, где преподавал в школе К. Йосса. Совм. с Л. Ульман занимался разработкой системы рациональных движений для заводских рабочих. В сотрудничестве с Йоссом и А. Кнустом создал систему записи движений под назв. «кинетография» (получила мировую известность под назв. «лабанотация»). В 1940 последователи Л. основали в Нью-Йорке Бюро записи танца (Dance Notation Bureau). На основе организованной в 1946 в Манчестере Студии иск-ва и движения в 1973 в Лондоне создан Лабан-центр – учебное заведение, специализирующееся на совр. танце.
В своей теории танца (хореотике) Л. применил математич. метод анализа, с помощью которого стремился обосновать универсальные закономерности движения человеческого тела. Танцевальное движение, по Л., отображает отношение танцовщика к пространству. Наиболее характерный его тип, существующий в хореографии разл. видов и нац. культур, – т. н. суинги: разные по амплитуде махообразные двоякообращённые («на себя» и «от себя») движения, прочерчивающие в пространстве фигуру, напоминающую восьмёрку; все прочие танцевальные движения трактуются как производные от них. По Л., всякий вид хореографии, от примитивного до высокопрофессионального, обусловливается особенностями сочетания движений и преобладанием к.-л. из трёх важнейших параметров танца: динамич., пространственного или темпового. Хореотика Л. развивает у танцовщика и хореографа пространственное мышление, чувство взаимозависимости действий отд. исполнителя и всей группы танцующих. Среди учеников и последователей Л. – Йосс, М. Вигман, Х. Кройцберг, И. Георги, М. Терпис.