Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЛА́БАН РУДОЛЬФ ФОН

  • рубрика

    Рубрика: Театр и кино

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 16. Москва, 2010, стр. 536

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Комаров

ЛА́БАН (Laban) Ру­дольф фон (15.12.1879, Прес­бург, ны­не Бра­ти­сла­ва, Сло­ва­кия – 1.7.1958, Уэйб­ридж, Ве­ли­ко­бри­та­ния), австр., нем. и англ. тан­цов­щик, хо­рео­граф, пе­да­гог, тео­ре­тик тан­ца. Учил­ся жи­во­пи­си и де­ко­ра­тив­но­му иск-ву в Мюн­хе­не, ак­тёр­ско­му мас­тер­ст­ву и тан­цу в Па­ри­же. Га­ст­ро­ли­ро­вал с труп­пой франц. ре­вю по Сев. Аф­ри­ке, где по­зна­ко­мил­ся с араб­ским и нег­ри­тян­ским фольк­ло­ром. В 1907–10 вы­сту­пал как тан­цов­щик в Ав­ст­рии и Гер­ма­нии. В 1910 ор­га­ни­зо­вал в Мюн­хе­не шко­лу. В 1914–25 ра­бо­тал как пе­да­гог и ба­лет­мей­стер, осу­ще­ст­вил ряд по­ста­но­вок, в ко­то­рых был ав­то­ром му­зы­ки, хо­рео­гра­фии и оформ­ле­ния: «По­бе­да жерт­вы» (1916, Цю­рих), «Иг­рок» (1917) и «При­зрач­ный об­раз» (1922, обе – в Нюрн­бер­ге) и др. В 1925 ор­га­низо­вал в Гам­бур­ге ка­мер­ную ба­лет­ную труп­пу. В 1926 соз­дал в Вюрц­бур­ге хо­рео­гра­фич. шко­лу. В 1927 пе­ре­ехал в Бер­лин. В 1930–34 ди­рек­тор гос. объ­е­ди­не­ния те­ат­ров Бер­ли­на, ру­ко­во­ди­тель Ба­лет­ной труп­пы Бер­лин­ской гос. опе­ры. В сво­их по­ста­нов­ках и тео­ре­тич. тру­дах вы­сту­пил как один из ос­но­во­по­лож­ни­ков нем. «вы­ра­зи­тель­но­го тан­ца», ока­зав­ше­го зна­чит. влия­ние на все ви­ды совр. хо­рео­гра­фии. В 1938 эмиг­ри­ро­вал в Ве­ли­ко­бри­та­нию, где пре­по­да­вал в шко­ле К. Йос­са. Совм. с Л. Уль­ман за­ни­мал­ся раз­ра­бот­кой сис­те­мы ра­цио­наль­ных дви­же­ний для за­во­дских ра­бо­чих. В со­труд­ни­че­ст­ве с Йос­сом и А. Кну­стом соз­дал сис­те­му за­пи­си дви­же­ний под назв. «ки­не­то­гра­фия» (по­лу­чи­ла ми­ро­вую из­вест­ность под назв. «ла­ба­но­та­ция»). В 1940 по­сле­до­ва­те­ли Л. ос­но­ва­ли в Нью-Йор­ке Бю­ро за­пи­си тан­ца (Dance Notation Bureau). На ос­но­ве ор­га­ни­зо­ван­ной в 1946 в Ман­че­сте­ре Сту­дии иск-ва и дви­же­ния в 1973 в Лон­до­не соз­дан Ла­бан-центр – учеб­ное за­ве­де­ние, спе­циа­ли­зи­рую­щее­ся на совр. тан­це.

В сво­ей тео­рии тан­ца (хо­ре­о­ти­ке) Л. при­ме­нил ма­те­ма­тич. ме­тод ана­ли­за, с по­мо­щью ко­то­ро­го стре­мил­ся обос­но­вать уни­вер­саль­ные за­ко­но­мер­но­сти дви­же­ния че­ло­ве­че­ско­го те­ла. Тан­це­валь­ное дви­же­ние, по Л., ото­бра­жа­ет от­но­ше­ние тан­цов­щи­ка к про­стран­ст­ву. Наи­бо­лее ха­рак­тер­ный его тип, су­ще­ст­вую­щий в хо­рео­гра­фии разл. видов и нац. куль­тур, – т. н. су­ин­ги: раз­ные по ам­пли­ту­де ма­хо­об­раз­ные двоя­ко­об­ра­щён­ные («на се­бя» и «от се­бя») дви­же­ния, про­чер­чи­ваю­щие в про­стран­ст­ве фи­гу­ру, на­по­ми­наю­щую вось­мёр­ку; все про­чие тан­це­валь­ные дви­же­ния трак­ту­ют­ся как про­из­вод­ные от них. По Л., вся­кий вид хорео­гра­фии, от при­ми­тив­но­го до вы­со­ко­про­фес­сио­наль­но­го, обу­слов­ли­ва­ет­ся осо­бен­но­стя­ми со­че­та­ния дви­же­ний и пре­об­ла­да­ни­ем к.-л. из трёх важ­ней­ших па­ра­мет­ров тан­ца: ди­на­мич., про­стран­ст­вен­но­го или тем­по­во­го. Хо­ре­о­ти­ка Л. раз­ви­ва­ет у тан­цов­щи­ка и хо­рео­гра­фа про­стран­ст­вен­ное мыш­ле­ние, чув­ст­во взаи­мо­за­ви­си­мо­сти дей­ст­вий отд. ис­пол­ни­те­ля и всей груп­пы тан­цую­щих. Сре­ди уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей Л. – Йосс, М. Виг­ман, Х. Кройц­берг, И. Ге­ор­ги, М. Тер­пис.

Соч.: Die Welt des Tanzers. Stuttg., 1920; Cho­reographie. Jena, 1926; Schrifttanz. W., 1928. [Bd] 1–2; Ein Leben für den Tanz. Dresden, 1935; Modern educational dance. L., 1948; The mastery of movement on the stage. L., 1950; Principles of dance and movement notation. L., 1954; Choreutics. L., 1966.

Лит.: Pfister (Terpis) M. Tanz und Tänzer. [Z., 1946]; Thornton S. A movement perspective of R. Laban. L., 1971.

Вернуться к началу