Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

УИ́ТМЕН УОЛТ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 32. Москва, 2016, стр. 723

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. Е. Осовский

УИ́ТМЕН (Whitman) Уолт (31.5.1819, Уэст-Хилс, Хан­тинг­тон, штат Нью-Йорк – 26.3.1892, Кам­ден, штат Нью-Джер­си), амер. по­эт. Из мно­го­дет­ной фер­мер­ской се­мьи. Тру­дил­ся с 12 лет, сме­нил мно­же­ст­во про­фес­сий. За­ни­мал­ся са­мо­об­ра­зо­ва­ни­ем. Пер­вое круп­ное про­из­ве­де­ние – ро­ман «Франк­лин Эванс» («Frank­lin Evans», 1942), соз­дан­ный по за­ка­зу об­ще­ст­ва трез­во­сти. В го­ды Гра­ж­дан­ской вой­ны в США 1861–65 был са­ни­та­ром. За­ни­мал ряд долж­но­стей на гос. служ­бе, в т. ч. в де­пар­та­мен­те ге­не­раль­но­го про­ку­ро­ра. В кон­це жиз­ни тя­же­ло бо­лел, с 1873 был па­ра­ли­зо­ван. Гл. про­изве­де­ние У. – по­этич. сб. «Ли­стья тра­вы» («Leaves of grass», 1855), мно­го­крат­но до­пол­няв­ший­ся и пе­ре­из­да­ва­в­ший­ся (окон­чат. вер­сия изд. в 1892; рус. пер. 1911), ко­то­рый не был при­нят со­вре­мен­ни­ка­ми, хо­тя по­лу­чил одоб­ре­ние Р. У. Эмер­со­на. Сбор­ник, во мно­гом от­ра­зив­ший влия­ние транс­цен­ден­та­лиз­ма, про­ни­зан ра­до­стью по­зна­ния ми­ра и при­ро­ды, тор­же­ст­вом сво­бод­но­го че­ло­ве­че­ско­го ду­ха. Ка­ж­дое отд. сти­хо­тво­ре­ние – «песнь для се­бя» и для все­го че­ло­ве­че­ст­ва, вос­при­ни­мае­мо­го как все­мир­ное брат­ст­во лю­дей и на­ро­дов; У. уве­рен в тор­же­ст­ве ин­ду­ст­ри­аль­но­го ми­ра, ко­то­рый ста­нет ос­но­вой де­мо­кра­тии и при­не­сёт под­лин­ное ос­во­бо­ж­де­ние че­ло­ве­ку тру­да. Стиль от­ме­чен оби­ли­ем сим­во­лов и ал­ле­го­рий, ис­по­ве­даль­но­стью ин­то­на­ции, ис­поль­зо­ва­ни­ем разг. лек­си­ки. Ра­ди­каль­ным но­ва­тор­ст­вом У. стал от­каз от тра­диц. по­этич. раз­ме­ров в поль­зу сво­бод­но­го сти­ха, сбли­жаю­ще­го­ся с рит­ми­зо­ван­ной про­зой. Те­ме Гражд. вой­ны по­свя­щён по­этич. сб. «Ба­ра­бан­ный бой» («Drum-taps», 1865), а так­же по­эма «Ко­гда во дво­ре пе­ред до­мом цве­ла этой вес­ною си­рень» («When lilacs last in the dooryard bloom’d», 1865); смер­ти А. Лин­коль­на, вос­при­ня­той У. как лич­ная по­те­ря, – сти­хо­тво­ре­ние «О ка­пи­тан! Мой ка­пи­тан!» («O Cap­tain! My Captain!», 1865). Раз­мыш­ле­ния о судь­бах амер. де­мо­кра­тии лег­ли в ос­но­ву пуб­ли­ци­стич. кн. У. «Де­мо­кра­ти­че­ские да­ли» («De­mo­cratic vistas», 1871). К кон­цу жиз­ни У. об­рёл сла­ву пер­во­го об­ще­на­цио­наль­но­го по­эта США; его твор­че­ст­во ока­за­ло за­мет­ное влия­ние на зап. по­эзию, в т. ч. на экс­пе­ри­мен­ты аван­гар­диз­ма. На рус. яз. У. пе­ре­во­ди­ли К. Д. Баль­монт, И. А. Каш­кин, К. И. Чу­ков­ский и др.

Соч.: Из­бран­ное. М., 1954; Poetry and prose. N. Y., 1996; The complete poems. Ware, 2006; Ли­стья тра­вы. М., 2014.

Лит.: Чу­ков­ский К. И. Мой Уит­мен. 2-е изд. М., 1969; Мен­дель­сон М. О. Жизнь и твор­че­ст­во Уит­ме­на. 2-е изд. М., 1969; Ве­не­дик­то­ва Т. Д. По­эзия У. Уит­ме­на. М., 1982; Kap­lan J. W. Whitman: A life. N. Y., 2003; Rey­nolds D. S. W. Whitman. Oxf.; N. Y., 2005; Stacy J. W. Whitman’s multitudes: Labor reform and persona in Whitman’s journalism and the first «Leaves of grass», 1840–1855. N. Y., 2008; Ни­ки­тина И. В. Ми­фо­по­эти­ка «Ли­сть­ев тра­вы» У. Уит­ме­на. Н. Нов­го­род, 2013.

Вернуться к началу