СТИХОВЕ́ДЕНИЕ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
СТИХОВЕ́ДЕНИЕ (метрика), наука о звуковой форме лит. произведений. Осн. материал – стихи (отсюда и название), т. е. речь, наиболее организованная в звуковом отношении; однако исследование звуковой формы прозы (ритма, аллитераций и пр.) также обычно включается в область С. Логически С. разделяется на три части: фонику (учение о сочетаниях звуков), собственно метрику (учение о строении стиха) и строфику (учение о сочетаниях стихов). В каждой из них может быть выделена статич. характеристика значимых звуковых элементов и динамич. характеристика принципов их сочетания: так, собственно метрика распадается на просодию (классификацию слогов на долгие и краткие, ударные и безударные и пр.) и стихологию (законы сочетания этих слогов в стихе). Однако практически объём и разделение С. в разных лит. традициях различны: иногда из С. выпадают некоторые разделы, как, напр., в античном С., где фактически отсутствовала фоника; иногда прибавляются инородные – как в араб. С., куда входит рассмотрение стилистич. фигур (cм. Тропы и фигуры речи). Некоторые вопросы, изучаемые в С., лежат на границах С. и др. областей литературоведения: так, на границе С. и стилистики (именно – поэтич. синтаксиса) лежит явление переноса (анжамбмана), на границе С. и композиции – явление твёрдых форм (сонета, рондо и пр.), а такое важное стиховедч. понятие, как интонация, затрагивает и область декламации (напр., «восходящая интонация»), и стилистики (напр., «напевная интонация»), и тематики («религиозно-дидактич. интонация»).
Возникновение С. как науки обычно связано со становлением в разл. лит-рах письм. поэзии, обособившейся от музыки с её непосредств. слуховым ощущением норм звукового строения стиха; при этом часто молодая поэтич. культура пользуется для осмысления своей системы стиха чужой «классической» системой стиха (так, лат. С. опиралось на понятие греч. С., а новоевроп. – на понятие лат. С.). В соответствии с этим С. первоначально всюду было наукой нормативной, системой «правил» и «вольностей», учившей, как «должны» писаться стихи; только с 19 в. С. становится наукой исследовательской, изучающей, как действительно писались и пишутся стихи. При выявлении фактов одним из осн. методов в С. является статистика: выделение таких звуковых явлений, которые могут быть обязательными, господствующими или только преобладающими признаками стиха (его «константами», «доминантами» и «тенденциями»), достигается вернее всего с помощью подсчётов. При обобщении фактов С. пользуется в осн. сравнит. методом; сравниваться могут показатели употребительности тех или иных стиховых форм: 1) в разные периоды лит. истории; 2) в лит-ре разных языков; 3) в поэтич. произведении и в «естественном ритме» (или «естественной фонике») данного языка. Конечной целью С. является установление места звуковой структуры в общей структуре произведения, её связи со структурами языковой и образной.
Развитие рус. С. неотрывно от развития рус. стихосложения: первый подъём его (18 в. – работы В. К. Тредиаковского, А. Д. Кантемира, М. В. Ломоносова) связан с освоением силлабо-тонического стихосложения; второй (нач. 19 в. – работы А. Х. Востокова и др.) – с освоением имитаций античных и нар. размеров; третий (1910–20-е гг. – работы А. Белого, Б. В. Томашевского, В. М. Жирмунского, Р. О. Якобсона и др.) – с освоением тонического стихосложения. Новый этап развития рус. С. наметился с 1960-х гг. и связан с использованием достижений совр. языкознания, семиотики и теории информации.