Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФО́НИКА

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 470

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: М. Л. Гаспаров

ФО́НИКА (от греч. φωνιϰός – зву­ко­вой, го­ло­со­вой), зву­ко­вая ор­га­ни­за­ция ху­дож. ре­чи, а так­же от­расль по­эти­ки, её изу­чаю­щая. Зву­ко­вой ма­те­ри­ал, ко­то­рым рас­по­ла­га­ет ху­дож. речь, за­дан ей са­мим язы­ком, он все­гда ог­ра­ни­чен (напр., в рус. яз. все­го ок. 40 фо­нем), по­это­му не­воль­ное по­вто­ре­ние тех или иных зву­ко­вых яв­ле­ний ес­те­ст­вен­но про­ис­хо­дит во вся­кой ре­чи. Речь ху­до­же­ст­вен­ная упо­ря­до­чи­ва­ет эти по­вто­ре­ния, ис­поль­зуя их для эс­те­тич. воз­дей­ст­вия. Упо­ря­до­чен­ность час­тич­но ка­но­ни­зи­ру­ет­ся, пре­вра­ща­ясь в твёр­дые нор­мы (об­ласть сти­хо­сло­же­ния), час­тич­но ос­та­ёт­ся бо­лее сво­бод­ной (об­ласть Ф. в уз­ком смыс­ле сло­ва – она же эв­фо­ния, ин­ст­ру­мен­тов­ка). В раз­ных ли­те­ра­ту­рах и в раз­ные эпо­хи вни­ма­ние к фо­нич. ор­га­ни­за­ции тек­ста бы­ло раз­лич­но (в рус. по­э­зии в 20 в. боль­ше, чем в 19 в.), но все­гда в по­эзии про­яв­ля­лось боль­ше, чем в про­зе.

Осн. эле­мен­том Ф. (эв­фо­нии) яв­ля­ет­ся, т. о., зву­ко­вой по­втор. Сре­ди зву­ко­вых по­вто­ров раз­ли­ча­ют­ся: а) по ха­рак­те­ру зву­ков – ал­ли­те­ра­ции (по­вто­ры со­глас­ных) и ас­со­нан­сы (по­вто­ры глас­ных); б) по ко­ли­че­ст­ву зву­ков – двой­ные, трой­ные и т. д. (А...А... и А...А...А...), про­стые и слож­ные (А... А... и АВС...АВС...), пол­ные и не­пол­ные (АВС...АВС... и АВС...АС...ВС...); в) по рас­по­ло­же­нию зву­ков в по­вто­ре (АВС...ВСА...АСВ... и пр.) – тер­ми­но­ло­гия не ус­та­нов­ле­на; г) по рас­по­ло­же­нию по­вто­ров в сло­вах, в сти­хах и т. д. – ана­фо­ра (А...–А...), эпи­фо­ра (...А–...А), стык (...А–А...), коль­цо (А...–...А) и их ком­би­на­ции. Не­ко­то­рые из этих по­вто­ров мо­гут быть ка­но­ни­зи­ро­ва­ны и стать эле­мен­том сти­хо­сло­же­ния (ал­ли­те­ра­ция в ана­фо­ре сти­ха ка­но­ни­зи­ро­ва­на в герм. и тюрк. ал­ли­те­ра­ци­он­ном сти­хе, слож­ная ал­ли­те­ра­ция с ас­со­нан­сом в эпи­фо­ре сти­ха ка­но­ни­зи­ро­ва­на в риф­ме).

По­вто­ры пре­вра­ща­ют­ся в сис­те­му: а) под­бо­ром при­сут­ст­вую­щих в тек­сте зву­ков (обыч­но) или от­сут­ст­вую­щих; б) рас­по­ло­же­ни­ем ото­бран­ных зву­ков по сход­ст­ву (обыч­но) или по кон­тра­сту (в стро­ках А. С. Пуш­ки­на «По­ра, пе­ро по­коя про­сит, я де­вять пе­сен на­пи­сал» цен­траль­ное сло­во «де­вять» кон­тра­ст­но вы­де­ля­ет­ся на фо­не ал­ли­те­ра­ции на «п»); в) сход­ст­вом рас­по­ла­гае­мых зву­ков пол­ным (ал­ли­те­ра­ция на «п», ас­со­нанс на «у») или не­пол­ным (ал­ли­те­ра­ция на губ­ные со­глас­ные, ас­со­нанс на диф­фуз­ные глас­ные).

Ос­мыс­ле­ние по­лу­чаю­щих­ся т. о. фо­нич. сис­тем – связь «звук и смысл» – про­ис­хо­дит с разл. сте­пе­нью кон­крет­но­сти: а) оно­ма­то­пея – ими­та­ция зву­ко­вых осо­бен­но­стей яв­ле­ний дей­ст­ви­тель­но­сти как под­бо­ром слов с од­но­род­ны­ми, близ­ки­ми зву­ка­ми («Зна­ко­мым шу­мом шо­рох их вер­шин…», Пуш­кин), так и пря­мым зву­ко­под­ра­жа­ни­ем (напр., ля­гуш­кам в бас­не А. П. Су­ма­ро­ко­ва «О как, о как нам к вам, к вам, бо­ги, не гла­сить»); б) «зву­ко­вой сим­во­лизм» (так, для пуш­кин­ских строк «Бро­жу ли я вдоль улиц шум­ных...» не­без­раз­лич­но, что, по дан­ным пси­хо­ло­гии, звук «у» не­за­ви­си­мо от смыс­ла слов обыч­но вос­при­ни­ма­ет­ся как «тём­ный», «тя­жё­лый», «гру­ст­ный» и др.); в) зву­ко­вые ас­со­циа­ции: ал­ли­те­ри­рую­щие зву­ки на­по­ми­на­ют о ка­ком-то на­зван­ном или не­на­зван­ном «клю­че­вом сло­ве» (та­ко­ва тео­рия ана­грамм, раз­ра­бо­тан­ная Ф. де Сос­сю­ром); при­мер: вто­рая стро­фа «Утё­са» М. Ю. Лер­мон­то­ва ал­ли­те­ри­ро­ва­на на сло­во «сто­ит» (или «утёс»). К «зву­ко­во­му сим­во­лиз­му» и ана­грам­ме близ­ка сво­им зву­ко­вым и смы­сло­вым ас­пек­том па­ро­ни­мия. Но и не­за­ви­си­мо от та­ко­го пря­мо­го ос­мыс­ле­ния сам факт на­ли­чия зву­ко­вых пе­ре­кли­чек в сти­хе обо­га­ща­ет текст внут­ри­тек­сто­вы­ми свя­зя­ми и тем де­ла­ет его по­тен­ци­аль­но бо­лее ху­до­же­ст­вен­но вы­ра­зи­тель­ным.

Лит.: Брик О. М. Зву­ко­вые по­вто­ры // По­эти­ка. П., 1919; Ар­тюш­ков А. В. Сти­хо­ве­де­ние: Ка­че­ст­вен­ная фо­ни­ка рус­ско­го сти­ха. М., 1927; Берн­штейн С. И. Опыт ана­ли­за «сло­вес­ной ин­ст­ру­мен­тов­ки» // По­эти­ка. Л., 1929. Вып. 5; Брю­сов В. Я. Зву­ко­пись Пуш­ки­на // Брю­сов В. Я. Избр. соч. М., 1955. Т. 2; Шен­ге­ли Г. А. Тех­ни­ка сти­ха. М., 1960; Гон­ча­ров Б. П. Зву­ко­вая ор­га­ни­за­ция сти­ха и про­б­ле­мы риф­мы. М., 1973; Ти­мо­фе­ев Л. И. Сло­во в сти­хе. М., 1987; Жу­рав­лев А. П. Звук и смысл. 2-е изд. М., 1991.

Вернуться к началу