РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, совокупность лит. произведений, объединяемых по ряду признаков. Традиционно выделяются три Р. л.: эпос, лирика, драма, однако это не означает, что словесное произведение может принадлежать только к одному из Р. л.: существуют также синтетич. родовые формы, как, напр., лиро-эпич. поэма, лирич. и эпич. драма. Разделение лит-ры на роды, наряду с делением на поэзию и прозу, является предпосылкой её дальнейшей классификации по жанрам.
Первоначальное разделение словесности было намечено Платоном, различавшим произведения по субъекту речи: поэт говорит сам – в дифирамбе; заставляет говорить др. людей – в драме, соединяет то и другое – в эпосе («Государство», III, 392d–394d). Это разделение было формализовано рим. грамматиком Диомедом (4 в.), к которому восходит совр. триада Р. л. и который в «Искусстве грамматики» выделил роды: «активный или подражательный», где «герои действуют сами, без реплик поэта» (т. е. драматический); «повествовательный или излагающий», где «поэт говорит сам, без реплик иных персон» (к нему отнесены произведения дидактич. поэзии, а вовсе не лирика в совр. понимании, которое формируется в 18 в.), и «общий или смешанный», где «поэт говорит сам и вводятся другие говорящие персоны» (т. е. эпический). Др. разделение словесности по принципу противопоставления повествования и действия было выдвинуто Аристотелем («Поэтика»), у которого также отсутствует лирика как Р. л. Вплоть до 18 в. европ. поэтика оставалась по сути в рамках бинарной системы, выделяя третий род как «смешанный». В основу схем трёх Р. л. клали систему Платона – Диомеда, однако влияние Аристотеля проявлялось в том, что для всех трёх родов, как правило, постулировался общий принцип – подражание (imitatio). Только с отказом от принципа подражания как единого для всех жанров и видов поэзии, с развитием представления о лирике как принципиально немиметическом виде словесности («выражающем», но не изображающем и не подражающем), с утверждением принципа выражения как взаимодополнительного по отношению к подражанию (которое теперь ограничивалось лишь отд. жанрами) возникает классификация родов, основанная на действии поэта, который не всегда однообразно «подражает», но в каждом роде действует особым образом. Первым разработал систему разл. стратегий поэта в зависимости от избранного им рода франц. теоретик Ш. Баттё, утвердивший трёхчастную схему Р. л. (с добавлением четвёртого – дидактического – рода, который не закрепляется в дальнейшем): в эпосе поэт «рассказывает» как «историограф, вдохновлённый музами»; в драме он действует «как художник», представляя «предметы зримо перед глазами»; в лирике он «связывает своё выражение с выражениями музыки» как музыкант («Курс изящной словесности», 1753).
В дальнейшем в качестве основы для классификации Р. л. выдвигались разл. принципы; в частности, нем. эстетикой рубежа 18–19 вв. было выработано разделение по типу худож. содержания (И. В. Гёте, Ф. Шиллер, Ф. Шеллинг). Гносеологич. подход, предложенный Г. В. Ф. Гегелем, трактовавшим эпич. поэзию как объективную, лирическую как субъективную, а драматическую как объединяющую эти два начала, был воспринят В. Г. Белинским и благодаря ему укоренился в отеч. литературоведении. В 20 в., наряду с новыми трактовками Р. л., напр. экзистенциально-психологич. концепцией швейц. теоретика Э. Штайгера («Основные понятия поэтики», 1946), высказывались сомнения в целесообразности родовой классификации лит-ры (Б. Кроче). В совр. зап. литературоведении термин «Р. л.» может обозначать также и жанр.