Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 28. Москва, 2015, стр. 577

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М

РОД ЛИТЕРАТУ́РНЫЙ, со­во­куп­ность лит. про­из­ве­де­ний, объ­е­ди­няе­мых по ря­ду при­зна­ков. Тра­ди­ци­он­но вы­де­ля­ют­ся три Р. л.: эпос, ли­ри­ка, дра­ма, од­на­ко это не оз­на­ча­ет, что сло­вес­ное про­из­ве­де­ние мо­жет при­над­ле­жать толь­ко к од­но­му из Р. л.: су­ще­ст­ву­ют так­же син­те­тич. ро­до­вые фор­мы, как, напр., ли­ро-эпич. по­эма, ли­рич. и эпич. дра­ма. Раз­де­ле­ние лит-ры на ро­ды, на­ря­ду с де­ле­ни­ем на по­эзию и про­зу, яв­ля­ет­ся пред­по­сыл­кой её даль­ней­шей клас­си­фи­ка­ции по жан­рам.

Пер­во­на­чаль­ное раз­де­ле­ние сло­вес­но­сти бы­ло на­ме­че­но Пла­то­ном, раз­ли­чав­шим про­из­ве­де­ния по субъ­ек­ту ре­чи: по­эт го­во­рит сам – в ди­фи­рам­бе; за­став­ля­ет го­во­рить др. лю­дей – в дра­ме, со­еди­ня­ет то и дру­гое – в эпо­се («Го­су­дар­ст­во», III, 392d–394d). Это раз­де­ле­ние бы­ло фор­ма­ли­зо­ва­но рим. грам­ма­ти­ком Дио­ме­дом (4 в.), к ко­то­ро­му вос­хо­дит совр. триа­да Р. л. и ко­то­рый в «Ис­кус­ст­ве грам­ма­ти­ки» вы­де­лил ро­ды: «ак­тив­ный или под­ра­жа­тель­ный», где «ге­рои дей­ст­ву­ют са­ми, без ре­п­лик по­эта» (т. е. дра­ма­ти­че­ский); «по­ве­ст­во­ва­тель­ный или из­ла­гаю­щий», где «по­эт го­во­рит сам, без ре­п­лик иных пер­сон» (к не­му от­не­се­ны про­из­ве­де­ния ди­дак­тич. по­эзии, а во­все не ли­ри­ка в совр. по­ни­ма­нии, ко­то­рое фор­ми­ру­ет­ся в 18 в.), и «об­щий или сме­шан­ный», где «по­эт го­во­рит сам и вво­дят­ся дру­гие го­во­ря­щие пер­со­ны» (т. е. эпи­чес­кий). Др. раз­де­ле­ние сло­вес­но­сти по прин­ци­пу про­ти­во­пос­тав­ления по­ве­ст­во­ва­ния и дей­ст­вия бы­ло вы­дви­ну­то Ари­сто­те­лем («По­эти­ка»), у ко­то­ро­го так­же от­сут­ст­ву­ет ли­ри­ка как Р. л. Вплоть до 18 в. ев­роп. по­эти­ка ос­та­ва­лась по су­ти в рам­ках би­нар­ной сис­те­мы, вы­де­ляя тре­тий род как «сме­шан­ный». В ос­но­ву схем трёх Р. л. кла­ли сис­те­му Пла­то­на – Дио­ме­да, од­на­ко влия­ние Ари­сто­те­ля про­яв­ля­лось в том, что для всех трёх ро­дов, как пра­ви­ло, по­сту­ли­ро­вал­ся об­щий прин­цип – под­ра­жа­ние (imitatio). Толь­ко с от­ка­зом от прин­ци­па под­ра­жа­ния как еди­но­го для всех жан­ров и ви­дов по­эзии, с раз­ви­ти­ем пред­став­ле­ния о ли­ри­ке как прин­ци­пи­аль­но не­ми­ме­ти­че­ском ви­де сло­вес­но­сти («вы­ра­жаю­щем», но не изо­бра­жаю­щем и не под­ра­жаю­щем), с ут­вер­жде­ни­ем прин­ци­па вы­ра­же­ния как взаи­мо­до­пол­ни­тель­но­го по от­но­ше­нию к под­ра­жа­нию (ко­то­рое те­перь ог­ра­ни­чи­ва­лось лишь отд. жан­ра­ми) воз­ни­ка­ет клас­си­фи­ка­ция ро­дов, ос­но­ван­ная на дей­ст­вии по­эта, ко­то­рый не все­гда од­но­об­раз­но «под­ра­жа­ет», но в ка­ж­дом ро­де дей­ст­ву­ет осо­бым об­ра­зом. Пер­вым раз­ра­бо­тал сис­те­му разл. стра­те­гий по­эта в за­ви­си­мо­сти от из­бран­но­го им ро­да франц. тео­ре­тик Ш. Бат­тё, ут­вер­див­ший трёх­ча­ст­ную схе­му Р. л. (с до­бав­ле­ни­ем чет­вёр­то­го – ди­дак­ти­че­ско­го – ро­да, ко­то­рый не за­кре­п­ля­ет­ся в даль­ней­шем): в эпо­се по­эт «рас­ска­зы­ва­ет» как «ис­то­рио­граф, вдох­нов­лён­ный му­за­ми»; в дра­ме он дей­ст­ву­ет «как ху­дож­ник», пред­став­ляя «пред­ме­ты зри­мо пе­ред гла­за­ми»; в ли­ри­ке он «свя­зы­ва­ет своё вы­ра­же­ние с вы­ра­же­ния­ми му­зы­ки» как му­зы­кант («Курс изящ­ной сло­вес­но­сти», 1753).

В даль­ней­шем в ка­че­ст­ве ос­но­вы для клас­си­фи­ка­ции Р. л. вы­дви­га­лись разл. прин­ци­пы; в ча­ст­но­сти, нем. эс­те­ти­кой ру­бе­жа 18–19 вв. бы­ло вы­ра­бо­та­но раз­де­ле­ние по ти­пу ху­дож. со­дер­жа­ния (И. В. Гё­те, Ф. Шил­лер, Ф. Шел­линг). Гно­сео­ло­гич. под­ход, пред­ло­жен­ный Г. В. Ф. Ге­ге­лем, трак­то­вав­шим эпич. по­эзию как объ­ек­тив­ную, ли­ри­че­скую как субъ­ек­тив­ную, а дра­ма­ти­че­скую как объ­еди­няю­щую эти два на­ча­ла, был вос­при­нят В. Г. Бе­лин­ским и бла­го­да­ря ему уко­ре­нил­ся в отеч. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии. В 20 в., на­ря­ду с но­вы­ми трак­тов­ка­ми Р. л., напр. эк­зи­стен­ци­аль­но-пси­холо­гич. кон­цеп­ци­ей швейц. тео­ре­ти­ка Э. Штай­ге­ра («Ос­нов­ные по­ня­тия по­эти­ки», 1946), вы­ска­зы­ва­лись со­мне­ния в це­ле­со­об­раз­но­сти ро­до­вой клас­си­фи­ка­ции лит-ры (Б. Кро­че). В совр. зап. ли­те­ра­ту­ро­ве­де­нии тер­мин «Р. л.» мо­жет обо­зна­чать так­же и жанр.

Лит.: Ве­се­лов­ский А. Н. Ис­то­ри­че­ская по­эти­ка. М., 1940; Бе­лин­ский В. Г. Раз­де­ле­ние по­эзии на ро­ды и ви­ды // Бе­лин­ский В. Г. Полн. собр. соч. М., 1954. Т. 5; Га­чев Г. Д. Со­дер­жа­тель­ность ху­до­же­ст­вен­ных форм: Эпос. Ли­ри­ка. Те­атр. М., 1968; Ха­ли­зев В. Е. Тео­рия ли­те­ра­ту­ры. М., 2002; Ма­хов А. Е. Род ли­те­ра­тур­ный // Ев­ро­пей­ская по­эти­ка от ан­тич­но­сти до эпо­хи Про­све­ще­ния. М., 2010.

Вернуться к началу