ТИПОЛО́ГИЯ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТИПОЛО́ГИЯ (от греч. τύπος – отпечаток, образец, форма и ...логия), 1) метод научного познания, в основе которого лежит расчленение систем объектов и их группировка с помощью типа, т. е. обобщённой, идеализированной модели; 2) результат типологич. описания и сопоставления.
Проблемы Т. возникают во всех науках, которые имеют дело с крайне разнородными по своему составу множествами объектов (как правило, дискретных) и решают задачу упорядоченного описания и объяснения этих множеств. Т. может основываться на понятии типа как осн. логич. единицы расчленения либо использовать иные логич. формы. Это, во-первых, классификация, цель которой сводится к построению иерархич. системы классов и их подклассов на основе некоторых признаков, как присущих самим объектам (естеств. классификация), так и не свойственных им; во-вторых, систематика, предполагающая максимально полную и расчленённую классификацию данного множества объектов с фиксированной иерархией единиц описания; в-третьих, таксономия, в рамках которой специально исследуются принципы рациональной классификации и систематики. По способу построения различают эмпирич. и теоретич. типологию. В основе первой лежит количественная обработка опытных данных, фиксация устойчивых признаков сходства и различия, находимых индуктивным путём, систематизация и интерпретация полученного материала. Теоретич. Т. опирается на понимание объекта как системы и предполагает построение его идеальной модели, а также фиксацию принципов таксономич. описания (гомологич. сходство в систематике животных, принцип симметрии в физике элементарных частиц и т. д.).
Общие принципы Т. зависят от того, как истолковывается понятие типа. Можно выделить три линии в трактовке этого понятия и coответственно три способа построения Т. Уже в античности складывается представление о типе как неизменной, вечной идеальной сущности, которая предшествует существованию вещей (Платон) или существует в вещах (Аристотель) и проявляется в видовых или индивидуальных различиях в качестве идеального прообраза, плана, нормы. В биологии эта линия нашла своё выражение в морфологич. Т., ставившей целью отыскание некоего первотипа («прарастение» И. В. Гёте, «архетип» Р. Оуэна), а изменчивость трактовавшей как несовершенное выражение реально существующего «пратипа». Такого понимания Т., в противовес мышлению эволюционному, придерживались в 19 в. Г. Тейхмюллер, в 20 в. – нем. учёные А. Неф и В. Тролль. Подобные Т. строились в сравнительной психологии, глубинной психологии, психопатологии (В. Штерн, Э. Шпрангер, О. Вейнингер и др.; ср. Т. интровертных и экстравертных личностей К. Г. Юнга, Т. темпераментов Э. Кречмера). С утверждением идеи эволюции возникла вторая линия в трактовке Т., связанная с историч. пониманием типа и Т. как отображения системы в её развитии. Так, в биологии эволюционный подход привёл к формированию филогенетич., или филетич., систематики, исходящей из понимания гомологич. сходства как критерия родства, а иерархически организованной системы органич. мира – как отображения филогении. В языкознании сравнит.-историч. Т., основанная на сравнении языков по сходству их субстанций (звучания и значения) и отнесении их по этому критерию к определённым родств. группам, привела в нач. 1860-х гг. к построению генеалогич. древа индоевропейских языков (А. Шлейхер), причём морфологич. типы языков трактовались как стадии или ветви эволюц. развития из некоего единого праязыка.
Формирование третьей линии в трактовке Т. связано с пониманием типа как особого методологич. средства, как результата сложной работы науч. мышления по реконструкции существенных характеристик исследуемого множества объектов, соединённых в понятии типа. Тип выступает тем самым как идеализированный объект, а не как непосредств. заместитель эмпирически данного множества объектов и в качестве такового позволяет строить многофакторные модели, создавая базу для использования логико-математич. методов. Так, в языкознании поворот к методологич. пониманию Т. повлёк за собой отказ от глобальных, сравнит.-историч. Т. языков, привёл к анализу иерархии уровней языка и их единиц, к формированию содержательной, или семантич., Т., количественной (квантитативной) Т. (Дж. Гринберг), генеративной, или порождающей, Т. (Б. А. Успенский), структурной Т., анализирующей отношения между элементами системы языка, и др. (см. также Типологическая классификация языков, Типология лингвистическая). Аналогичная линия заметна и в биологии: критич. пересмотр филетич. таксономии привёл к числовой таксономии амер. энтомолога Р. Сокала, конструкционной морфологии Г. Вебера, гомологич. морфологии нем. зоолога А. Ремане, номогенетич. таксономии А. А. Любищева. В социологии этот поворот был особенно заметен в методе идеальных типов М. Вебера, т. е. в создании абстрактных конструкций, предельных понятий, не имеющих непосредств. аналога в реальности и используемых для исследования причин отклонения описываемых историч. реалий от идеального типа (Т. мировоззрений В. Дильтея и др.).
Т., построенная на основе теоретич. предположений, позволяет предсказывать возможные и ожидаемые объекты, выявлять «незанятые» участки, где позднее будут помещены вновь открытые формы (как это было с периодической системой химических элементов). Вместе с тем остро встаёт вопрос об эмпирич. интерпретации Т., о соотнесении её с реальными множествами объектов, о нахождении определённых правил (напр., запрет некоторых возможных комбинаций) сопоставления типа и его эмпирич. показателей. В логич. учении о Т., развитом Б. Расселом (для которого математич. логика основана на теории типов), тип определяется как ранговое значение пропозициональной функции.