ЛО́НДОНСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛО́НДОНСКАЯ ШКО́ЛА в языкознании, направление структурной лингвистики. Организационно оформилось в 1940-х гг. Основоположник – Дж. Р. Фёрс, вокруг которого объединились У. Аллен, М. А. К. Халлидей, Р. X. Робинс, У. Хаас, Ф. Р. Палмер и др. Осн. исследования относятся к 1950-м – нач. 1960-х гг.
Л. ш. стремилась к построению общей теории, в рамках которой можно было бы найти объяснение специфич. особенностей конкретных языков, выработать адекватные методы их структурно-функционального исследования. В становлении Л. ш. важную роль сыграли нац. традиции брит. языкознания, которое с сер. 19 в. интенсивно исследовало т. н. примитивные или экзотич. языки, а также культурно-социологич. доктрина Б. Малиновского, развившего теорию, согласно которой язык и культура обладают некоторыми общими свойствами: и в культуре, и в языке проявляются осн. побуждения, желания, потребности, обусловленные социальной и биологич. природой человека. По Малиновскому и Фёрсу, общество, личность и язык функционально-генетически тесно связаны: для науч. проникновения в их сущность необходим учёт функциональной стороны этих трёх компонентов.
Развиваемой Л. ш. теории соотношения языка и культуры близки положения об установлении соотношения социальных и языковых структур на основе антропологич. и этнографич. теорий Л. Леви-Брюля, К. Леви-Строса, Э. Сепира и Б. Уорфа.
Дж. Р. Фёрс и его последователи призывали изучать живые языки, особенно малоизученные языки Азии и Африки. Ряд работ лингвистов, примыкавших к Л. ш., были конкретно грамматическими или фонетическими и продолжали традицию англ. грамматистов, таких как, напр., Г. Суит.
Задача языкознания для Л. ш. – создание совокупности технич. приёмов для изучения языковых явлений. Языкознание автономно, т. е. не обязательно опирается на данные др. наук – психологии, социологии и т. п. Метод описания для Л. ш. – это общий принцип, или система критериев, которыми руководствуется исследовательская практика. Понятие «язык» употребляется в 3 осн. значениях: как побуждение и внутр. стимулы в природе человека, т. е. естественный дар; как традиц. системы или привычки, т. е. постоянное усвоение языковых норм и активное владение ими (язык в этом смысле – определённая система); как обобщённый термин для бесчисленного множества индивидуальных высказываний или языковых актов. Различаются «структуры» и «системы», подчинённые разграничению синтагматич. и парадигматич. отношений между единицами языка (см. Парадигматика, Синтагматика). Выделение структур связано с установлением синтагматич. отношений (структуры горизонтальны и одномерны). Выделение систем связано с установлением парадигматич. отношений (системы вертикальны, объёмны и многомерны).
«Значение» рассматривается Л. ш. как сложное лингвистич. явление, требующее исследования на всех уровнях языковой структуры. Значение к.-л. формы можно раскрыть лишь на основе анализа её употребления. Значение состоит из отд. элементов, которые выделяются благодаря его поуровневому членению как целого. В анализе значения важнейшую роль играет контекстуализация, т. е. приём установления контекста применительно к каждому языковому уровню. В терминологии Л. ш. выделяются т. н. модусы значения – фонологические, лексические и т. п. Различаются 2 важнейших вида контекстуализации: ситуационный контекст и социальный контекст. Контекст ситуации – это реальный словесный контекст; на лексич. уровне это типичное и постоянное окружение, именуемое коллокацией. Контекстуализация формы на грамматич. уровне – это приём соположения взаимосвязанных грамматич. категорий, именуемый коллигацией.
Конкретные исследования Л. ш. касаются следующих проблем: место и функции языка в обществе; язык и культура; сущность языка и его определение; движущие силы развития языка; строение языка; выделение языковых уровней и единиц; задачи языкознания; система лингвистич. описания; существенные признаки лингвистич. категорий и критерии их установления; возможность привлечения экстралингвистич. данных к лингвистич. анализу; языковое значение и его место в лингвистич. анализе; функциональное расслоение языка; личность в связи с исследованием языка; просодич. анализ (см. Просодия). В Л. ш. проводилось изучение функционирования языка в разных ситуациях общения, во взаимоотношениях людей разных рангов.
Исследования, проводившиеся в Л. ш., сыграли определённую роль в становлении социолингвистики, а также функциональной грамматики, контекстуальной грамматики и лингвистики текста.