ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ ГРАММА́ТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФУНКЦИОНА́ЛЬНАЯ ГРАММА́ТИКА, разновидность грамматики, изучающая функции грамматич. единиц системы языковой и закономерности функционирования этих единиц во взаимодействии с другими элементами высказывания и целостного текста. В Ф. г. выделяются 2 направления анализа: исходно-формальное, основанное на рассмотрении типов употребления изучаемых языковых средств и выражаемых ими семантич. признаков; исходно-семантическое, связанное с постановкой вопроса о том, как выразить те или иные элементы передаваемого содержания (напр., варианты временны́х и пространственных отношений). Задачи Ф. г. наиболее полно реализуются в системе, включающей оба направления проводимого анализа.
При описании языкового материала выявляются лексич., лексико-грамматич., синтаксич., контекстуальные и ситуативные условия функционирования грамматических форм. Напр., при анализе употребления видов учитываются лексич. значения глаголов, предельность/непредельность глагольных лексем, способы глагольного действия, элементы синтаксич. конструкций, а также выражаемые с участием категории вида типы контекста и типы ситуаций.
Функции единиц языка и их комплексов понимаются как выполняемые ими назначения, обусловливающие определённые типы употребления языковых средств. Напр., предметом анализа являются варианты побуждения (приказ, просьба, совет, предостережение и т. п.), выражаемые при употреблении форм повелит. наклонения и др. элементов высказывания. Функции могут быть семантическими (напр., настоящее историческое, родительный субъекта, творительный орудия) и структурными (напр., функции средств согласования и управления). При реализации семантич. функций значение данной формы взаимодействует с содержанием, выражаемым др. элементами высказывания или имплицируемым, подразумеваемым в данной ситуации речи. Так, функция настоящего исторического предполагает взаимодействие значения форм наст. вр. и семантики отнесённости действия к прошлому, связанной с разл. элементами высказывания («вчера» и т. п.) или вытекающей из речевой ситуации.
Функциональное направление в грамматике во многих отношениях опирается на языковедч. традицию (ср. концепции А. А. Потебни, И. А. Бодуэна де Куртенэ, А. А. Шахматова, А. М. Пешковского, Л. В. Щербы, Р. О. Якобсона, В. В. Виноградова). Труды Потебни, Пешковского и Виноградова включают анализ функций грамматических единиц и закономерностей их употребления. Щерба охарактеризовал проблему построения активной грамматики, исходящей из семантич. стороны и рассматривающей вопросы о том, как выражается та или иная мысль («Языковая система и речевая деятельность», 1974). Ф. г. тесно связана с теорией языкового общения, лингвистикой текста, с сопоставит. и типологич. исследованиями (см. Типология лингвистическая). В формировании и развитии теории Ф. г. важную роль играют труды Ю. С. Маслова.
В Ф. г. выделяются 2 аспекта исследований. Категориальная грамматика ориентирована на описание системы семантич. категорий в их языковом выражении и речевых реализациях. В частности, анализ грамматич. категорий и их функций дан в работах Р. О. Якобсона и др. представителей пражской лингвистической школы. Ср. также истолкование первичных и вторичных функций в трудах Е. Куриловича, Э. Кошмидера (Германия), А. Мартине, Г. Гийома (Франция) и Э. Бенвениста.
Теория активной грамматики тесно связана с изучением мыслительно-речевой деятельности говорящего и слушающего. Для данного аспекта Ф. г. важное значение имеет понятие функционально-семантического поля.
Соотношение грамматики традиционной (уровневой) и Ф. г. основано на принципе дополнительности. Эти типы грамматики дополняют друг друга в широкой сфере проводимых исследований. Актуальна разработка разл. сторон взаимосвязи системно-языкового и коммуникативного аспектов грамматич. описания.
Существуют разл. направления функционально-грамматич. исследований. К их числу относятся концепции, развивающие идеи пражской лингвистич. школы, франц. функционализм, англ. направление функциональной лингвистики, функционально-типологич. концепции, когнитивные теории, нидерл. школа Ф. г., концепция Г. А. Золотовой (см. Коммуникативная грамматика).
Теория функционально-семантич. полей и категориальных ситуаций развивается во взаимодействии с широко распространёнными направлениями совр. лингвистич. исследований. Особое внимание обращается на возможности интеграции системно-структурных и коммуникативных аспектов данной проблематики.