Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

КОММУНИКАТИ́ВНАЯ ГРАММА́ТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 14. Москва, 2009, стр. 658

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Г. А. Золотова, Н. К. Онипенко

КОММУНИКАТИ́ВНАЯ ГРАММА́ТИКА, од­но из на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний язы­ка, со­еди­няю­щее си­стем­ное пред­став­ле­ние грам­ма­ти­ки с ана­ли­зом те­кс­та (грам­ма­ти­ка по­ни­ма­ет­ся ши­ро­ко, вклю­чая лек­сич. се­ман­ти­ку). К. г. рас­смат­ри­ва­ет зна­чи­мые еди­ни­цы язы­ка в свя­зи с ком­му­ни­ка­тив­ной дея­тель­но­стью го­во­ря­ще­го (см. Ком­му­ни­ка­ция в язы­ко­зна­нии), при­зна­ёт осн. объ­ек­том грам­ма­тич. нау­ки текст, ста­вит цель объ­яс­нить кон­крет­ный текст и каж­дую его со­став­ляю­щую, по­ст­роить объ­яс­ни­тель­ную мо­дель грам­ма­тич. си­сте­мы, т. е. вы­явить функ­ци­о­наль­но-се­ман­тич. осо­бен­но­сти каж­дой грам­ма­тич. еди­ни­цы, по­нять функ­ци­она­ль­но-се­ман­тич. прин­ци­пы ор­га­ни­за­ции грам­ма­тич. си­сте­мы язы­ка.

К. г. как но­вое на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ния язы­ка воз­ник­ла во 2-й пол. 20 в. В Рос­сии её тео­ре­тич. ос­но­ву со­став­ля­ют тру­ды Г. А. Зо­ло­то­вой, раз­ви­ваю­щие идеи В. В. Ви­но­гра­до­ва.

При си­стем­ном пред­став­ле­нии рус. грам­ма­ти­ки осн. идея­ми К. г. яв­ля­ют­ся: при­зна­ние трёх­мер­но­сти зна­ка язы­ко­во­го (по­ни­ма­е­мо­го как един­ст­во зна­че­ния, фор­мы и фу­нк­ции); вве­де­ние по­ня­тия син­так­се­мы (син­так­сич. фор­мы сло­ва) как ми­ним. трёх­мер­ной син­так­сич. еди­ни­цы; вве­де­ние по­ня­тия изо­се­мии как от­но­ше­ния меж­ду се­ман­тич. раз­ря­дом лек­се­мы и ча­сте­реч­ным зна­че­ни­ем сло­во­фор­мы, офор­мля­ю­щей дан­ную лек­се­му; при­зна­ние прин­ци­пи­аль­ной дву­со­став­но­сти мо­де­ли пред­ло­же­ния и на­ли­чия в рус. син­так­сич. си­сте­ме воз­мож­но­сти вы­ра­же­ния под­ле­жа­ще­го кос­вен­ны­ми па­де­жа­ми («Ему гру­ст­но», «Его зно­бит», «Де­нег – ку­ры не клю­ют»); вве­де­ние по­ня­тия син­так­сич. по­ля пред­ло­же­ния, по­зво­ляю­ще­го раз­де­лить син­так­сич. струк­ту­ры на: ис­ход­ные (изо­се­ми­че­ские, цен­траль­ные) и про­из­вод­ные (мо­ди­фи­ка­ции изо­се­ми­че­ских, пе­ри­фе­рий­ные); мо­но­пре­ди­ка­тив­ные (про­стые, не­ос­лож­нён­ные) и по­ли­пре­ди­ка­тив­ные.

Се­ман­ти­ка гла­голь­ных ка­те­го­рий ви­да, на­кло­не­ния, вре­ме­ни и ли­ца по­лу­чи­ла в тео­рии К. г. тек­сто­вую ин­тер­пре­та­цию, что поз­во­ли­ло вы­дви­нуть три идеи ком­му­ни­ка­тив­но-грам­ма­тич. ана­ли­за тек­с­та: ком­му­ни­ка­тив­ный ре­гистр ре­чи (мо­дель ре­че­вой дея­тель­но­сти, об­ус­лов­лен­ная точ­кой зре­ния го­во­ря­ще­го и его ком­му­ни­ка­тив­ны­ми на­ме­ре­ния­ми, пред­став­ляю­щая со­бой ре­зуль­тат се­ман­тич. со­гла­со­ва­ния зна­чи­мых еди­ниц раз­ных уров­ней); мо­дель субъ­ек­т­ной пер­спек­ти­вы вы­ска­зы­ва­ния и те­кс­та (эго­цент­ри­че­ское, праг­ма­тич. из­ме­ре­ние те­кс­та); так­сис, по­ни­мае­мый как тех­ни­ка меж­пре­ди­ка­тив­ных свя­зей, в ос­но­ве ко­то­рой ле­жит со­впа­де­ние/не­сов­па­де­ние двух пре­ди­ка­тив­ных (про­по­зи­ци­ональ­ных) еди­ниц по каж­дой из трёх пре­ди­ка­тив­ных ка­те­го­рий – мо­даль­но­сти, вре­ме­ни и ли­ца (ка­те­го­ри­аль­но-грам­ма­тич. тех­ни­ка связ­нос­ти те­кс­та). Для це­ло­ст­но­го ана­ли­за те­кс­та пред­ло­же­на мо­дель че­ты­рёх сту­пе­ней ин­тер­пре­та­ции те­кс­та: язы­ко­вые мо­де­ли (язы­ко­вые сред­ст­ва); ре­че­вые мо­де­ли (ком­му­ни­ка­тив­ные ре­ги­ст­ры ре­чи); так­ти­ка те­кс­та (ком­по­зи­ци­он­ные струк­ту­ры); стра­те­гия те­кс­та.

К. г. свя­за­на с поэ­ти­кой ху­дож. те­кс­та (В. В. Ви­ног­ра­дов, М. М. Бах­тин, Ю. Н. Ты­ня­нов), линг­ви­стич. праг­ма­ти­кой (вни­ма­ние к го­во­ря­щей лич­но­сти), струк­тур­ным ли­те­ра­ту­ро­ве­де­ни­ем, ис­поль­зую­щим грам­ма­ти­че­ские ка­те­го­рии для ин­тер­пре­та­ции те­кс­та (Р. О. Якоб­сон, Я. Му­кар­жов­ский, Ц. То­до­ров), нар­ра­то­ло­ги­ей [Н. А. Ко­жев­ни­ко­ва (Рос­сия), В. Шмид (Ав­ст­рия)], ин­тер­пре­та­ци­он­ной се­ман­ти­кой (Е. В. Па­ду­че­ва), се­ми­о­ти­кой ис­кус­ст­ва (Ю. М. Лот­ман, Б. А. Ус­пен­ский).

Лит.: Зо­ло­то­ва Г. А. Очерк функ­ци­о­наль­но­го син­так­си­са рус­ско­го язы­ка. М., 1973; она же. Ком­му­ни­ка­тив­ные ас­пек­ты рус­ско­го син­так­си­са. М., 1982; она же. Син­так­си­че­ский сло­варь: ре­пер­ту­ар эле­мен­тар­ных еди­ниц рус­ско­го син­так­си­са. М., 1988; Ви­но­гра­дов В. В. Стиль «Пи­ко­вой да­мы» // Ви­но­гра­дов В. В. О язы­ке ху­до­же­ст­вен­ной про­зы. Избр. тр. М., 1980; Си­до­ро­ва М. Ю. Грам­ма­ти­ка ху­до­же­ст­вен­но­го те­кс­та. М., 2000; Ком­му­ни­ка­тив­но-смыс­ло­вые па­ра­мет­ры грам­ма­ти­ки и те­кс­та. М., 2002; Зо­ло­то­ва Г. А., Они­пен­ко Н. К., Си­до­ро­ва М. Ю. Ком­му­ни­ка­тив­ная грам­ма­ти­ка рус­ско­го язы­ка. 2-е изд. М., 2004.

Вернуться к началу