МАЛИНО́ВСКИЙ БРОНИСЛАВ КАСПЕР
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАЛИНО́ВСКИЙ (Malinowski) Бронислав Каспер (7.4.1884, Краков – 16.5.1942, Нью-Хейвен, штат Коннектикут, США), брит. социальный антрополог, основоположник функционализма. После окончания (1906) и получения докторской степени (1908) при философском ф-те Краковского ун-та продолжил образование в Лейпцигском ун-те. В Лейпциге М. слушал лекции К. Бюхера по экономич. истории и экономике архаич. обществ, посещал лабораторию эксперим. психологии В. Вундта, что отразилось впоследствии в особом интересе М. к первобытной экономике (благодаря которому его иногда называют основоположником совр. экономич. антропологии) и психологич. направленности его теории культуры. С 1910 в Лондонской школе экономики и политических наук при Лондонском ун-те (ЛШЭ). Под рук. Э. Вестермарка занимался исследованием семейно-брачных отношений австрал. аборигенов («Семья у аборигенов Австралии», 1913); среди его учителей – Ч. Зелигман, У. Риверс. Знакомство с Дж. Фрэзером, А. Хэддоном и др. представителями «кембриджской школы» антропологии способствовало формированию у М. убеждения в необходимости придать социальной антропологии эксперим. характер. В 1914 начал полевые исследования на Новой Гвинее, но в 1915 был выслан австрал. властями на о-ва Тробриан. Исследования М. тробрианцев (1915–18) имели важнейшее значение для социальной антропологии. М. пришёл к выводу о методич. несовершенстве составленной Зелигманом программы изолиров. изучения хозяйства, отражающей осн. установки эволюционизма, к убеждению о необходимости целостного понимания культуры и невозможности постичь природу ни одного из её элементов без соотнесения его со всем культурным контекстом. Он выработал методику тотального включённого наблюдения туземной культуры, основанную на понимании культуры изнутри, длительном проживании в среде изучаемого народа и овладении местным языком.
В предисловии к кн. «Аргонавты западной части Тихого океана» (1922) М. впервые высказал мысли о необходимости превращения социальной антропологии из умозрительной науки о прошлом в дисциплину, обладающую эксперим. методами изучения настоящего, воспринятые современниками как программа революц. преобразований этой науки. Наиболее полно постулаты функционализма изложены в труде М. «Научная теория культуры» (1944). Гл. целью социальной антропологии М. считал изучение культуры и раскрытие механизмов поддержания её целостности, направленных на удовлетворение потребностей человека. Согласно «теории потребностей» М., определяющими являются «основные» потребности, берущие начало в биологич. природе человека («теория культуры должна базироваться на биологич. факте») и имеющие свои «культурные соответствия», или «функции», направленные на их удовлетворение. Функции выражаются в социальных институтах как «организованной системе целенаправленных деятельностей». Культура, по М., – это «интегральное целое, состоящее из частично автономных, частично координированных институтов». Особым приёмом «функционального анализа» было сведение полученных фактов в спец. «синоптич. таблицы», показывающие взаимосвязь разл. явлений, напр. соотношение типов права на землю с социальными группировками, магич. практикой, мифологией, социальной дифференциацией по рангам и т. п. Важное значение М. придавал отношениям родства и обмена, строящимся на универсальном для социальных отношений в примитивных обществах принципе взаимности (реципрокации). М. утверждал, что каждый термин родства обозначает «набор взаимных обязательств» между индивидом и его классификационными родственниками и что брак устанавливает постоянные взаимоотношения между родств. группами; он сделал верный вывод о сочетании патри- и матрилинейного принципа родства. Для изучения отношений родства он предлагал использовать ряд подходов – лингвистич., биографич., генеалогич., «пищевой» (значение отношений родства в процессе совместного приготовления и принятия пищи), «резиденционный» (роль совместного или раздельного проживания родственников) и др. Согласно своей «прагматич. теории» религии, мифологии и магии, М. выводил природу «священного» из индивидуальной психологии: ощущение своей слабости побуждает человека искать «дополнения» к своим положительным знаниям и имеющимся технич. средствам. Одним из первых обратив внимание на отсутствие логически связной религ. системы в примитивном обществе, М. считал необходимым изучать религ. представления по их проявлениям в ритуальной практике и повседневной деятельности («все люди, даже те из них, которые не в состоянии выразить словами, что они думают» о духах, «тем не менее, всегда ведут себя определённым образом… придерживаясь определённых правил обычая и выполняя определённые каноны эмоциональной реакции»). Т. о., «религ. представления должны изучаться в их действиях в пространстве социальных измерений, они должны рассматриваться в свете разл. видов мышления и разл. институтов, в которых они могут быть прослежены». Миф рассматривался М. как совокупность социальных установок, воплощённых в сюжетах сакрального прошлого, как регулятор обществ. деятельности в условиях бесписьменного общества, а магия – как механизм связи между мифологией и практич. деятельностью.
С 1918 М. читал в ЛШЭ курс лекций «Социология и экономика нескольких островных общин». С 1924 вёл семинар по подготовке антропологов к полевой работе, где его учениками были Э. Эванс-Причард, Р. Фёрс, М. Фортес, М. Глакмен и др. Проф. Лондонского ун-та с 1927. Педагогич. деятельность М. способствовала окончат. оформлению функционалистской социальной антропологии. Позднее ученики М. критиковали крайний антиисторизм и биологизаторскую направленность его концепции. С 1938 в США, с 1939 проф. Йельского университета.