Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЛА́КМЕН ГЛАКМАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 7. Москва, 2007, стр. 220

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. А. Никишенков

ГЛА́КМЕН, Глак­ман, Глюк­ман (Gluck­man) Макс (26.1.1911, Йо­хан­нес­бург – 13.4.1975, Иеру­са­лим), брит. ан­тро­по­лог-аф­ри­ка­нист, гла­ва т. н. ман­че­стер­ской шко­лы. Чл. Бри­тан­ской ака­де­мии (1968). Из се­мьи ев­ре­ев – эмиг­ран­тов из Рос­сии. В 1928–34 изу­чал со­ци­аль­ную ан­тро­по­ло­гию в Вит­ва­тер­сранд­ском ун-те (ЮАР), в 1934–36 – на ка­фед­ре со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Эк­се­тер­ско­го кол­лед­жа в Окс­фор­де у Э. Э. Эван­са-Причар­да, М. Фор­те­са и А. Р. Рэдк­лиф­фа-Брау­на. В 1936–47 про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния сре­ди на­ро­дов Юж. Аф­ри­ки. С 1939 ра­бо­тал в Ин-те им. Род­са и Ли­вин­г­сто­на (ди­рек­тор в 1941–47), пре­по­да­вал со­ци­аль­ную ан­тро­по­ло­гию в Окс­форд­ском ун-те (1947–49), воз­глав­лял ка­фед­ру со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии Ман­че­стер­ско­го ун-та (1949–71).

В ран­них ра­бо­тах Г. при­дер­жи­вал­ся «па­ра­диг­мы ли­нид­жа» Эван­са-При­чар­да и Фор­те­са: все об­ществ. яв­ления ин­тер­пре­ти­ро­ва­лись в кон­тек­сте ге­неа­ло­гич. свя­зей, оп­ре­де­ляю­щих осн. груп­пи­ров­ки аф­ри­кан­цев. Про­дол­жая идеи Эван­са-При­чар­да, Г. счи­тал ри­ту­ал клю­че­вым фак­то­ром в про­цес­се под­дер­жа­ния рав­но­ве­сия со­ци­аль­ной струк­ту­ры. Важ­ная роль при­пи­сы­ва­лась им кон­флик­там, ко­то­рые рас­смат­ри­ва­лись как ме­ха­низм ук­ре­п­ле­ния со­ци­аль­ной струк­ту­ры. Из­ме­не­ния в афр. об­ще­ст­вах после 2-й ми­ро­вой вой­ны сде­ла­ли не­об­хо­ди­мым пе­ре­смотр их функ­цио­на­лист­ской трак­тов­ки как замк­ну­тых са­мо­дос­та­точ­ных об­ра­зо­ва­ний. В 1949 Г. под­верг кри­ти­ке тео­рию Б. К. Ма­ли­нов­ско­го о «трёх куль­тур­ных сущ­но­стях», ко­то­рая пред­по­ла­га­ла изо­ли­ро­ван­ное вос­при­ятие ев­роп. и афр. куль­тур, и вы­дви­нул кон­цеп­цию «еди­но­го со­ци­аль­но­го по­ля», син­те­зи­рую­ще­го афр. тра­ди­цию и ев­роп. ин­сти­ту­ты. «Еди­ное со­ци­аль­ное по­ле» изу­ча­лось с при­ме­не­ни­ем тео­рии со­ци­аль­ной се­ти и ме­то­ди­ки се­те­во­го ана­ли­за. В рам­ках сво­ей кон­цеп­ции Г. про­дол­жал ис­сле­до­ва­ния ро­ли кон­флик­та и ри­туа­ла («ри­ту­ал вос­ста­ния») в вос­про­из­вод­ст­ве со­ци­аль­ной струк­ту­ры. Эти идеи ста­ли тео­ре­тиче­ским ос­но­ва­ни­ем ман­че­стер­ской шко­лы (В. У. Тер­нер, Э. Кол­сон, Дж. К. Мит­челл, Дж. Барнс, А. Л. Эп­стин, Т. С. Ип­стейн, Ф. Мей­ер, Л. Ганн и др.) и раз­ра­ба­ты­ва­лись гл. обр. на афр. ма­те­риа­ле.

Соч.: The economy of Central Barotse Plain. Livingstone, 1941; An analysis of the sociologi­cal theories of B. Malinowski. S. l., 1949; Ri­tuals of rebellion in South-East Africa. Man­chester, 1954; Custom and conflict in Africa. Oxf., 1955; Analysis of a social situa­tion in modern Zululand. Manchester, 1958; Or­der and rebellion in tribal Africa. L., 1963; Politics, law and ritual in tribal society. Oxf., 1965.

Лит.: Ве­сел­кин Е. А. Тео­рия куль­тур­ных кон­так­тов и со­вре­мен­ный ра­сизм // Ра­сы и на­ро­ды. М., 1973; он же. По­ня­тие со­ци­аль­ной се­ти в бри­тан­ской со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии // Кон­цеп­ции за­ру­беж­ной эт­но­ло­гии. М., 1976; он же. Кри­зис бри­тан­ской со­ци­аль­ной ан­тро­по­ло­гии. М., 1977; Firth R. M. Gluck­man // Proceedings of the British Academy. 1975. Vol. 61; Kuper A. Anthropologists and anthro­pology: The british school 1922–1972. L.; N. Y., 1996.

Вернуться к началу