Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

Э́ВАНС-ПРИ́ЧАРД ЭВАНС-ПРИТЧАРД ЭДВАРД ЭВАН

  • рубрика

    Рубрика: Этнология

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 199-200

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. А. Попов

Э́ВАНС-ПРИ́ЧАРД, Эванс-Прит­чард (Ev­ans-Pritchard) Эд­вард Эван (21.9.1902, Кро­убо­ро – 11.9.1973, Окс­форд), сэр (с 1971), брит. ан­тро­по­лог, аф­ри­ка­нист, чл. Бри­тан­ской ака­де­мии (1956).

Из се­мьи анг­ли­кан­ско­го свя­щен­ни­ка (в 1944 пе­ре­шёл в ка­то­ли­че­ст­во). Окон­чил Вин­че­стер­ский кол­ледж (1921), Окс­форд­ский ун-т (Эк­се­тер-кол­ледж, 1924) и ас­пи­ран­ту­ру Лон­дон­ской шко­лы эко­но­ми­ки и по­ли­тич. на­ук (1927), где ис­пы­тал влия­ние Б. Ма­ли­нов­ско­го и Ч. Зе­лиг­ма­на. В 1926–40 про­во­дил по­ле­вые ис­сле­до­ва­ния в Юж. Су­да­не сре­ди зан­де и ну­эр, изу­чал так­же на­ро­ды ану­ак, шил­лук и др. луо се­вер­ных, бе­дуи­нов Ли­вии. Пре­по­да­вал в Окс­форд­ском (1928–30, 1945–70, с 1946 проф. и зав. ка­фед­рой со­ци­аль­ной ан­тро­по­логии, в 1963–65 про­рек­тор), Ка­ир­ском (1932–34, с 1933 – проф.) и Кем­бридж­ском (1930–40) ун-тах. Пре­зи­дент Ко­ро­лев­ско­го ан­тро­по­ло­гич. ин-та (1949–1951). Уча­ст­ник 2-й ми­ро­вой вой­ны (в Эфио­пии, Си­рии, Ли­вии).

Пер­во­на­чаль­но ра­бо­тал в рам­ках струк­тур­но­го функ­цио­на­лиз­ма; его кни­га о ну­эр счи­та­ет­ся клас­си­кой струк­тур­но-функ­цио­наль­но­го ис­сле­до­ва­ния. Э.-П. стал од­ним из ос­но­ва­те­лей по­ли­ти­че­ской ан­тро­по­ло­гии. Внёс боль­шой вклад в раз­ра­бот­ку тео­рии ли­нид­жа и изу­че­ние сис­тем род­ст­ва и форм бра­ка, со­ци­аль­ной функ­ции ма­гии и т. п. От­стаи­вал от­не­се­ние ан­тро­по­ло­гии к гу­ма­ни­тар­ным, а не к ес­теств.-на­уч. дис­ци­п­ли­нам. Со­ци­аль­ную ан­тро­по­ло­гию ото­жде­ст­в­лял с со­ци­аль­ной ис­то­ри­ей, воз­ро­див ин­те­рес ан­тро­по­ло­гов к уст­но пе­ре­да­вае­мой ис­то­рии и обос­но­вав на­прав­ле­ние ис­то­рич. эт­но­гра­фии. Бу­ду­чи при­вер­жен­цем эм­пи­риз­ма, он от­да­вал при­ори­тет по­ле­вой эт­но­гра­фич. ра­бо­те ан­тро­по­ло­гов.

Соч.: The Sanusi of Cyrenaica. Oxf., 1949; Kinship and marriage among the Nuer. Oxf., 1951; Essays in social anthropology. L., 1962; Ну­эры: Опи­са­ние спо­со­бов жиз­не­обес­пе­че­ния и по­ли­ти­че­ских ин­сти­ту­тов од­но­го из ни­лот­ских на­ро­дов. М., 1985; Кол­дов­ст­во, ора­ку­лы и ма­гия у азан­де // Ма­ги­че­ский кри­сталл. М., 1992; Ис­то­рия ан­тро­по­ло­ги­че­ской мыс­ли. М., 2003; Тео­рии при­ми­тив­ной ре­ли­гии. М., 2004.

Лит.: Douglas M. E. Evans-Pritchard. Brigh­ton, 1980; Burton J. W. An introduction to Evans-Pritchard. Fribourg, 1992; Ни­ки­шен­ков А. А. Э. Эванс-При­чард в ис­то­рии ан­тро­по­ло­ги­че­ской мыс­ли // Эванс-При­чард Э. Э. Ис­то­рия ан­тро­по­ло­ги­че­ской мыс­ли. М., 2003.

Вернуться к началу