ФРЭ́ЗЕР ФРЕЙЗЕР ДЖЕЙМС ДЖОРДЖ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФРЭ́ЗЕР, Фрейзер (Frazer) Джеймс Джордж, сэр (1.1.1854, Глазго – 7.5.1941, Кембридж), брит. антрополог, религиовед, филолог и фольклорист, чл. Брит. академии (1902) и Лондонского королевского об-ва (1920). В 1914 посвящён в рыцари. Окончил Ун-т Глазго (1874) и Тринити-колледж Кембриджского ун-та (1878). На формирование мировоззрения Ф. оказали влияние философы-позитивисты О. Конт и Г. Спенсер. С 1879 чл. Тринити-колледжа. В 1907–08 – впервые в Великобритании – проф. социальной антропологии в Ливерпульском ун-те.
Первоначально занимался античной филологией (осн. труд – 6-томный комментиров. перевод «Описания Эллады» Павсания, 1898), под влиянием книги Э. Б. Тайлора «Первобытная культура» обратился к изучению антропологии. В книгах «Тотемизм» (1887) и «Золотая ветвь» (1890) создал глобальную схему духовной истории человечества, выдержанную в духе однолинейного эволюционизма и основанную на убеждении в фундам. противоположности разума и предрассудка. Один из основоположников совр. религиоведения, Ф. был среди первых учёных, рассматривавших религию как вид социальной деятельности, уйдя от теологич. подхода к ней с точки зрения истинности или ложности её постулатов. Исследовал связи между мифом и ритуалом. Полемизируя с анимистич. теорией происхождения религии Тайлора (см. Анимизм), Ф. считал, что эволюция сознания человека прошла три этапа. «Преанимистический» этап – эпоха магии, когда человек верил не в духов и божества, а в безликие неизменяемые законы мироздания [что сближало эту картину мира с научной, но, в отличие от науч. мышления, магия учитывала не причинно-следств. связи, а внешнее подобие («симпатическая магия») или предполагаемое взаимодействие между явлениями («контагиозная магия»)], использовать которые можно совершая магич. ритуалы. На следующем этапе («век религии»), убедившись в ошибочности основанного на магии мировидения, человек придумал божества, действующие не согласно познаваемым законам, а по собств. произволу и требующие поклонения. Третья, современная, эпоха науки, когда человек стремится познавать и использовать себе во благо объективные законы природы на основе не ложного магич. мышления, а верного научного, базирующегося не на ритуале, а на эксперименте.
Концептуальные положения Ф. подвергнуты критике (в частности, Э. Личем) или пересмотрены (напр., относительно тотемизма – К. Леви-Стросом). Тем не менее его труды, в особенности «Золотая ветвь», оказали большое влияние на антропологов и философов (Л. Леви-Брюль, З. Фрейд, К. Г. Юнг, Л. Витгенштейн, Б. К. Малиновский, Э. Э. Эванс-Причард, М. Элиаде и мн. др.), писателей и поэтов (А. Теннисон, Р. Киплинг, У. Б. Йейтс, Дж. Джойс, Д. Г. Лоуренс, Р. Грейвс, Э. Паунд, Т. С. Элиот), развитие литературоведения (возникновение ритуально-мифологической критики). Труды Ф. дали также импульс становлению в сер. 20 в. неоязыческих культов.