НЕОЯЗЫ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОЯЗЫ́ЧЕСКИЕ КУ́ЛЬТЫ, модернизированные или реконструированные языческие культы, тип новых религиозных движений. Термин «неоязычество» употребляется преим. для обозначения феномена, характерного для совр. Европы (включая Россию) и Сев. Америки. Н. к., возникшие в др. регионах, принято именовать неошаманизмом (см. также в ст. Шаманизм), синкретическими культами (см. Синкретизм) и др. Общее число приверженцев Н. к. в мире порядка 1 млн. чел. (оценка).
Аутентичная языч. традиция у подавляющего числа европ. народов исчезла в процессе христианизации. Мировоззрение, мифология и обрядность некоторых нац. языч. религий (прежде всего религий кельтов и славян) известны весьма приблизительно. Н. к. – это попытки их совр. реконструкций на основе немногих сохранившихся историч. и археологич. данных, а также фольклора, народных обычаев и суеверий с привлечением элементов др. индоевропейских религий (прежде всего индуизма) и оккультных учений.
Н. к. можно разделить на 3 типа: основанные на сохранившихся, хотя бы отчасти, языч. традициях (самая незначительная группа, представленная гл. обр. Н. к. финно-угорских народов Поволжья; напр., марийский Ошмарий-Чимарий); нативистские (от лат. nativus – природный, родной), возникшие как попытка возврата к совершенно утраченному почитанию природных, «родных», т. е. этнич. европ. богов (германских, кельтских, славянских, эллинских и т. п.); оккультно-магические.
Нативизм условно делится на радикально-националистич. и умеренно-этнический. Умеренный нативизм, как правило, не агрессивен и эклектичен: помимо культа природы и этнич. богов в нём обнаруживаются элементы индуизма и разл. доктрины движения Нью Эйдж. В зависимости от пантеона богов в нативизме выделяют друидизм (кельт. Н. к.), одинизм (герм.-сканд. Н. к.), родноверие (слав.-рус. Н. к.), фераферию (амер. Н. к., ориентированные на др.-греч. религию), диевтуру (латв. Н. к.) и др.
Друидизм – самая ранняя из форм нативизма. Первая организация кельт. неоязычников – Древний орден друидов – существовала в кон. 18 – нач. 19 вв. В 1963 основана первая совр. неодруидийская организация – Орден бардов и друидов. В 1979 возник Брит. орден друидов. В 1960-е гг. друидизм стал распространяться в США. Крупнейшая амер. организация – Реформированные друиды Сев. Америки.
Одинизм, или асатру (от асы), представлен умеренными организациями (напр., амер. Свободная ассамблея асатру), более радикальными (напр., Народная ассамблея асатру, США) и экстремистскими (напр., Белый орден Туле, США).
Родноверие в России зародилось в 1970-е гг. в среде националистически настроенных диссидентов [К. А. Васильев, А. М. Скуратов (псевд. Иванов), В. Н. Емельянов, А. А. Добровольский (он же волхв Доброслав)]. Во 2-й пол. 1980-х гг. стало формироваться религ. неоязычество – группы, в которых практикуется поклонение богам, предполагается получение опыта непосредств. общения с ними (одержимость, внетелесный опыт и т. п.). В 1997 создан Союз слав. общин (ССО) (лидер В. С. Казаков, он же волхв Вадим), в который входит ок. 20 общин. ССО – жёстко структурированная организация радикальных антихристианских и националистич. групп. Умеренное направление нативизма в России представляет объединение Круг языческой традиции (КЯТ; с 2002), ориентированное на мифологизиров. экологизм и фэнтезийный романтизм; насчитывает ок. 20 групп, в т. ч. организации, ориентированные на герм. и греч. религии. Существуют также независимые нативистские общины. Общее количество нативистов в России – порядка 2–3 тыс. человек. При этом достаточно популярны отд. неоязыческие идеи, проецируемые в молодёжную культуру, в меньшей степени – в массовую культуру.
Среди оккультно-магич. Н. к. выделяется прежде всего викка (вероятно, от др.-англ. «викке» – колдун, ведьма), основателем которой является англ. оккультист Дж. Гарднер (1884–1964). В отличие от этноцентрич. нативизма викка внеэтнична. В её основе – «реконструкция» культа плодородия, якобы восходящего к эпохе неолита и ранней бронзы и включавшего поклонение богу неба (Рогатому богу) и богине земли (Великой богине, или Богине-матери). По утверждению Гарднера, в 1939 ведьма по имени Старая Дороти Клаттербак приняла его в общину ведьм и колдунов. Вступив во 2-й пол. 1940-х гг. в Орден вост. тамплиеров, оккультную организацию, главой которой был Э. А. Кроули, Гарднер заимствовал у Кроули идею и практику т. н. сексуальной магии. Моральный принцип викки: «если это никому не вредит, делай, что хочешь» – представляет собой смягчённый вариант т. н. осн. закона Телемы (учения Кроули): «делай, что хочешь, – в этом закон». Символ викки – пентаграмма, вписанная в круг. В 1951 Гарднер создал первую общину викки и стал её верховным жрецом. Его кн. «Колдовство сегодня» (1954) приобрела большую популярность и способствовала распространению общин викки (ковенов) в Великобритании. Позднее в США викка разделилась на гарднерианскую (британскую) традицию (с посвящениями, включающими сексуальный контакт) и эклектич., или свободную, викку. От гарднерианской викки отделилась т. н. александрийская. В эклектич. викке сформировалась дианич. (феминистская) викка – самое крупное совр. направление в викканстве. Существуют также гей-викка (Радикальная волшебная викка) (хотя Гарднер был противником гомосексуализма) и др. разновидности религии колдовства. Всех виккан объединяет мифологизированный экологизм и практика ритуальной магии.