НЬЮ ЭЙДЖ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЬЮ ЭЙДЖ (англ. New Age – Новая эра, Новый век), аморфное и эклектичное новое зап. религ. движение, объединяющее разл. религ. и квазирелигиозные культы и секты, которые противопоставляют себя иудейской и христианской традициям. Возникло в 1970-е гг. в результате разложения и коммерциализации «молодёжной субкультуры» 1960-х гг. на базе психоделич. мистики и протеста против традиц. религ. институтов. Источниками Н. Э. послужили также разнообразные оккультно-мистич. учения кон. 19 – нач. 20 вв.: герметизм и магия, модернизированная Папюсом (Жераром Анкоссом), теософия Е. П. Блаватской, антропософия Р. Штайнера, агни-йога Е. И. Рерих и Н. К. Рериха, мистицизм Г. И. Гурджиева, П. Д. Успенского и О. М. Айванхова. Из традиц. религий, особенно восточных, Н. Э. заимствовало разл. магич. практики и методики достижения непосредств. мистич. опыта. Важной составляющей Н. Э. являются псевдоэкологич. мифология и вера в чудесные свойства пирамид и драгоценных камней.
В Н. Э. не существует строго определённой вероучит. доктрины, однако имеется ряд положений, в той или иной степени разделяемых большинством участников движения. Считается, что на смену христианской «эре Рыб» приходит новая «эра Водолея» – эпоха господства эзотеризма, мистики и магии (названия «эр» заимствованы из астрологии). Сознание человека рассматривается в Н. Э. как не ограниченная пространством и временем высшая реальность, или абсолют; при этом эмпирич., конкретное сознание якобы вовлечено в эволюционный, восходящий процесс перерождений. Утверждается, что человек обладает скрытыми сверхъестественными способностями, которые можно и должно развивать. История человечества понимается в Н. Э. как духовный прогресс, который направляется высшими существами – «бессмертными магами», «махатмами», «космич. иерархией», инопланетянами и т. п.
Практич. сторона Н. Э. чрезвычайно разнообразна: от магич. действий (гаданий и др.) до сложных психотехник; распространены неошаманизм и ченнелинг (разновидность спиритизма). Н. Э. можно считать попыткой постмодернистского переосмысления и переработки всех к.-л. существовавших видов магии, колдовства, мантики и мистики. В целом практика Н. Э. в высшей степени технологична и ориентирована на конкретный результат (исцеление, оздоровление, решение финансовых проблем, достижение мистич. опыта и пр.). Поклонение высшим силам, в отличие от традиц. религий, занимает в Н. Э. незначит. место.
Организац. формы внутри Н. Э. также крайне разнообразны. С одной стороны, для него характерны клиентские, аудиторные и харизматич. культы, которые нередко имеют сетевую структуру и конкурируют между собой на «рынке духовных услуг». С др. стороны, в рамках Н. Э. постоянно возникают вертикальные иерархич. структуры тоталитарных сект. Кроме того, весьма распространены смешанные формы, в которых сочетается широкий клиентский культ и небольшое ядро «профессионалов», представляющее собой харизматич. культ или жёстко структурированную секту [напр., культы К. Кастанеды, Раджниша (Ошо), Сатьи Саи Бабы, «Ашрам Шамбалы» К. Д. Руднева].
Число последователей Н. Э. с трудом поддаётся определению. Большинство участников движения предпочитают называть себя по имени к.-л. харизматич. лидера, самоопределяются в качестве язычников или неоязычников или не указывают свою религ. принадлежность. Идентифицируют себя с Н. Э. лишь неск. десятков тысяч человек. В то же время доля жителей Зап. Европы, России и Америки, выступающих в качестве клиентов наиболее популярного культа Н. Э. – астрологии, составляет не менее 40% взрослого населения (примерно 300 млн. чел.). Большинство этих людей, однако, при социологич. опросах причисляют себя к христианам.