Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭЗОТЕРИ́ЗМ

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 224-225

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: С. В. Казачков

ЭЗОТЕРИ́ЗМ, эзо­те­ри­ка (от греч. ἐσωτεριϰός – внут­рен­нее), об­щее обо­зна­че­ние раз­лич­ных «тай­ных» уче­ний и ме­то­дов ду­хов­но­го раз­ви­тия, пред­по­ла­гаю­щих по­свя­ще­ние в их внут­рен­ний смысл. В ан­тич­но­сти «эзо­те­ри­че­ски­ми» на­зы­ва­ли про­из­ве­де­ния Ари­сто­те­ля, пред­на­зна­чав­шие­ся для его уче­ни­ков – чле­нов Ли­кея, а «эк­зо­те­ри­че­ски­ми» (от греч. ἐξωτεριϰός – внеш­нее) – про­пе­дев­тич. со­чи­не­ния (или лек­ции) для ши­ро­ко­го кру­га на­чи­наю­щих. «Эк­со­те­ри­ка­ми» и «эсо­те­ри­ка­ми» именова­ли чле­нов пи­фа­го­рей­ско­го сою­за, сто­яв­ших на раз­ных сту­пе­нях по­свя­ще­ния в тай­ное зна­ние.

Тер­мин «Э.» (франц.ésotérisme) ввёл франц. ис­то­рик и фи­ло­соф Ж. Мат­тер для ха­рак­те­ри­сти­ки гно­си­са в сво­ей «Кри­ти­че­ской ис­то­рии гно­сти­циз­ма и его влия­ний» («Histoire critique du gnos­ti­cisme et de son influence», 1828). В сер. 19 в. А. Л. Кон­стан (Эли­фас Ле­ви) ис­поль­зо­вал этот не­оло­гизм в ка­че­ст­ве си­но­ни­ма ок­куль­тиз­ма как на­след­ни­ка древ­не­го выс­ше­го зна­ния, вы­тес­нен­но­го из куль­тур­ной жиз­ни нау­кой Но­во­го вре­ме­ни. Та­кое по­ни­ма­ние Э. при­об­ре­ло по­пу­ляр­ность бла­го­да­ря со­чи­не­ни­ям Е. П. Бла­ват­ской, Ж. А. В. Ан­кос­са (Па­пюс), Р. Штай­не­ра, Р. Ге­но­на, дея­тель­но­сти тай­ных об­ществ (см. Ма­сон­ст­во) и ор­де­нов, а так­же пи­са­те­лей (Г. Мей­ринк, Г. Гес­се, У. Б. Йейтс, Д. Л. Ан­д­ре­ев, У. Эко) и учё­ных (В. Э. Пойк­керт, К. Г. Юнг, М. Элиа­де, А. Кор­бен, Ф. Йейтс). К Э. ста­ли от­но­сить ал­хи­мию, ас­т­ро­ло­гию, гер­ме­тизм, каб­ба­лу, мис­те­рии, тео­со­фию и др. Эзо­те­ри­че­ски­ми на­зы­ва­ют так­же мис­тич. уче­ния и ду­хов­ные уп­раж­не­ния, вхо­дя­щие в со­став разл. ре­ли­гий и свя­зан­ные с ин­ди­ви­ду­аль­ной реа­ли­за­ци­ей спе­ци­фич. ду­хов­но­го пу­ти (йо­га в ин­ду­из­ме, иси­хазм в пра­во­сла­вии, су­физм в ис­ла­ме и т. п.).

Ис­точн.: Зна­ние за пре­де­ла­ми нау­ки: Мис­ти­цизм, гер­ме­тизм, ас­т­ро­ло­гия, ал­хи­мия, ма­гия в ин­тел­лек­ту­аль­ных тра­ди­ци­ях I–XIV вв. М., 1996; Гер­ме­тизм, ма­гия, на­тур­фи­ло­со­фия в ев­ро­пей­ской куль­ту­ре XIII–XIX вв. М., 1999.

Лит.: Migne. Dictionnaire des sciences occul­tes // Encyclopédie théologique. P., 1846–1848. Vol. 48–49; Peuckert W.-E. Pansophie. 2. Aufl. B., 1956–1967. Bd 1–2; Фэвр А. 500 лет эзо­те­риз­ма: но­вая об­ласть меж­дис­ци­п­ли­нар­ных ис­сле­до­ва­ний в рам­ках ака­де­мии // 500 лет гно­сти­циз­ма в Ев­ро­пе. М., 1994; Фи­ло­соф­ско-ре­ли­ги­оз­ные ис­то­ки нау­ки. М., 1997; Faivre A. Accès de l’ésotérisme occidental. P., 1996. Vol. 1–2; Дис­кур­сы эзо­те­ри­ки. Фи­ло­соф­ский ана­лиз. М., 2001; Dictionary of gnosis and Western esotericism / Ed. W. J. Hane­graaff a. o. Leiden, 2005; Hanegraaff W. Eso­tericism and the academy: rejected knowledge in western culture. Camb., 2012; Kiesewet­ter C. Die Geheimwissenschaften: eine Kultur­ges­chichte der Esoterik. 2. Aufl. Wiesbaden, 2013; Ха­не­гра­аф В. Я. За­пад­ный эзо­те­ризм: пу­те­во­ди­тель для за­пу­тав­ших­ся. М., 2016.

Вернуться к началу