МАСО́НСТВО
-
Рубрика: Отечественная история
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МАСО́НСТВО, франкмасонство (от франц. franc – вольный, свободный и maçon – каменщик) (англ. masonry, freemasonry; франц. maçonnerie, franc-maçonnerie; нем. Maurerei, Freimaurerei), одно из крупнейших в мире транснациональных обществ. движений, в своей идеологии сочетает эзотерич., религ. и естеств.-науч. представления. Существует в форме лож и их союзов. Заседания лож «вольных каменщиков» носят закрытый характер, членству в них предшествует церемония инициации (посвящения). В нач. 21 в. М. насчитывает, по разным сведениям, ок. 30 тыс. лож, от 3–5 млн. до 9–10 млн. членов. Мн. люди вступают в ложи в целях установления обществ. или деловых связей, поверхностно относясь к духовному содержанию М. Периодически проходят ассамблеи (конвенты, съезды) разл. масонских союзов. М. оказывает влияние на др. организации, руководство которых близко к «вольным каменщикам»: Христианскую ассоциацию молодых людей (Young Men’s Christian Association, YMCA; 1844, Лондон), Красный Крест (1863, Женева), Ротари-клуб (1905, Чикаго), Лайонс-клуб (1917, Чикаго) и др.
Приоритетным для М. является познание тайны Бытия и нравств. просвещение человека («духовное строительство»). По мнению идеологов М., только люди, приобщённые к «мудрости веков» (посвящённые), могут в полной мере развить в себе высокие нравств. качества и «строить Храм» будущего человечества, руководствуясь не одним эмпирич. опытом, но и мистич. вдохновением, приобретаемым в процессе изучения древних символов, аллегорий и практики «братских отношений».
Формы объединения, культовые обряды, иерархию степеней, способы распознавания «братьев» (пароли), символику (циркуль, наугольник, отвес, мастерок и т. д.) масоны заимствовали у тамплиеров, ср.-век. гильдий каменщиков и др., элементы идеологии – из мн. древних учений (егип. жрецов, пифагорейцев, каббалистов, катаров, гностиков, манихеев и др.) и христианства.
М., как правило, не отказывает в праве вступления в ложи лицам, исповедующим к.-л. религию, но достаточно критически воспринимает традиц. церковную организацию и ряд положений религ. доктрин. Ложи делятся на «регулярные», признающие ландмарки (первоначальные установки М.), и «либеральные», не признающие их (напр., принимающие в свои ряды атеистов). Основные из ландмарок: вера в Высшее начало – Великого Архитектора Вселенной (в интерпретации рус. масонов нач. 19 в. – «Великий Строитель, Спаситель и Господь наш») и в возможность бессмертия души; соблюдение масонской тайны, признание внутр. иерархии в ложах (степеней посвящения), право на вступление в ложи представителей разл. социальных слоёв и возможность внутрииерархического продвижения масона вне связи с его обществ. положением (один из гл. лозунгов М. – «Свобода. Равенство. Братство»). Часть масонских организаций (напр., Объединённая Вел. ложа Англии) придерживается принципа запрета на обсуждение в ложах политич. и религ. проблем.
М. осуждается Римско-католич. церковью и РПЦ, запрещено в мусульм. государствах (Индонезии, ОАЭ и др.), с кон. 18 в. воспринимается в качестве умеренно-реформистской доктрины и не противоречит офиц. идеологии в протестантских странах. Запрещалось правительством «Виши» во Франции, Ф. Франко в Испании, Б. Муссолини в Италии, А. ди Оливейра Салазаром в Португалии, нацистским режимом в Германии (с 1933), оккупац. итал. и герм. властями во 2-ю мировую войну в Греции, а также в социалистич. странах Вост. Европы как идеологически враждебная организация.
Существует неск. десятков версий относительно времени и обстоятельств возникновения М. Среди них, напр., следующие. 1) История М. насчитывает мн. тысячи лет и сохраняет таинства языческих религий древних народов (египтян, персов, греков), павших под натиском иудаизма, христианства и ислама. 2) Первая в истории масонская ложа основана арх. Хирамом при строительстве царём Соломоном грандиозного храма в Иерусалиме (2-я пол. 10 в. до н. э.). 3) Генеалогия М. связана с тамплиерами, которые в 12 в. восприняли от евр. учёных-каббалистов идею восстановления Иерусалимского храма (разрушен римлянами в 70 н. э.) как центра мудрости и воспитания совершенного человека, а после разгрома их ордена франц. королём Филиппом IV Красивым в 1307–1310 скрылись в Шотландии и Англии, где создали первые масонские ложи с целью восстановить Храм в душе каждого «брата». 4) «Спекулятивные» (философские) ложи «вольных каменщиков» возникли из «оперативных» (профессиональных) строит. лож ср.-век. Европы, члены которых были посвящены в секреты архитектурного иск-ва и имели право на свободное передвижение. 5) Становление М. восходит к конспиративной деятельности зап.-европ. гуманистов раннего Нового времени, не чуждых эзотерич. воззрений. Интеллектуалы-вольнодумцы, захваченные идеей создания тайной организации философов, предназначенной эффективно влиять на политику, делая её разумной, а монархов – просвещёнными и добродетельными, способствовали появлению в 17 в. многочисл. тайных обществ, в т. ч. Ордена розенкрейцеров и «Невидимого колледжа» (первые заседания в Лондоне и Оксфорде в 1645; в 1660–62 преобразован в Лондонское королевское общество). Их организационно-теоретич. наследие воспринято М., обновлённым и реформированным в нач. 18 в. на территории Шотландии и Англии. В эпоху Просвещения М. находилось под влиянием идей англ. (Дж. Локка, Т. Гоббса), франц. (Ш. Л. Монтескьё, Вольтера), нем. (Г. Э. Лессинга, И. Г. Гердера, И. В. Гёте), амер. (Б. Франклина, Т. Джефферсона, Т. Пейна) и рус. (Н. И. Новикова, И. В. Лопухина) мыслителей, многие из которых были членами масонского «братства». Масоны-просветители, являясь сторонниками филос. доктрины деизма, утверждали, что Вселенная устроена гармонично, человек добр от природы, а зло – следствие его заблуждений. Они полагали, что простолюдины нуждаются в обязат. следовании традиц. религии, но «умные люди» могут почитать единого Бога в лице Великого Архитектора Вселенной. В области реорганизации светской власти идеологи М. стремились к достижению «разумного правления» и утверждению принципов «естеств. права», гарантировавшего каждому человеку равные права на жизнь, свободу и собственность.
Разнообразны версии и о конечных целях М. Наиболее ранняя из них – «масонскую работу» во все времена определяло стремление к морально-этическому самосовершенствованию – принадлежит масонским авторам (Дж. Андерсону, Ф. Т. Клавелю, Р. Гулду и др.). В соответствии с др. трактовкой гл. целью М. является создание организации, которая может править миром, заменив суверенные государства и правительства. Согласно этой версии, существует междунар. масонский (др. вариант – «жидомасонский») заговор, направленный на подрыв устоев христианской цивилизации в целом и в православной России в частности (О. Баррюэль, Д. Робинсон, Г. Бор, Б. Фей, С. Найт; С. А. Нилус, С. Д. Толь, Г. В. Бутми, Н. Н. Абаринов, В. Ф. Иванов, О. А. Платонов и др.). Вне названных направлений остаются исследователи, которые стремятся к научно-прагматич. осмыслению доктрины М. и его практич. деятельности (А. Кэлверт, Дж. Ридли, Д. Стивенсон, П. Нодон, Р. Л. Мари, Ж. Палу, Ф. Г. Уртуль, Ж. Мург, С. Балок, Д. Биндер, К. Франкович, М. Морамарко, Г. Рейнальтер, Л. Хасс, П. Ф. Альварес Ласаро, А. де Оливейра Маркес; М. Н. Лонгинов, П. П. Пекарский, Г. В. Вернадский, Я. Л. Барсков, А. Н. Пыпин, С. П. Карпачёв, А. И. Серков, О. Ф. Соловьёв, С. Е. Киясов и др.). Среди дискуссионных тем – история Ордена иллюминатов А. Вейсгаупта (1776–84; Бавария), впервые объединившего заговорщические структуры с ложами «вольных каменщиков»; роль масонов в событиях Французской революции 18 в., а также в политич. истории России и Италии 18–19 вв.; «имперское» М. времён Наполеона I Бонапарта и пр.
Масонство в зарубежных странах
На территории совр. Великобритании первые документально известные случаи вступления в «оперативные» масонские ложи не в силу проф. занятий, а с особыми, гл. обр. философскими, целями – посвящение в шотл. ложи учёного-химика и математика, одного из основателей и первого президента Лондонского королевского об-ва лорда Очинлека (1600) и будущего лорда-казначея Шотландии Р. Мюррея (1641). Члены шотл. лож считали Стюартов своими верховными сюзеренами; после низложения Якова II Стюарта в 1688 в ходе «Славной революции» мн. масоны-роялисты перенесли свою деятельность в Париж. В Англии превращение «оперативных» масонских лож в «спекулятивные» происходило при участии интеллектуалов и творч. элиты (У. Стекли, Т. Вогана, Э. Эшмола, Р. Мюррея, Дж. Толанда, а также арх. К. Рена, построившего в Лондоне Святого Павла собор, считающийся символом масонской гармонии). К кон. 17 – нач. 18 вв. в Шотландии и Англии действовало ок. 20 «спекулятивных» лож, являвшихся центрами естественно-научной и протестантской теософской деятельности. 24.6.1717 по юлианскому календарю, в день Рождества Иоанна Крестителя, образована первая в истории легальная организация «новых вольных каменщиков» – Вел. ложа Лондона (впоследствии – Вел. ложа Англии), объединившая 4 ложи (наиболее ранняя из них, «Гусь и Противень», основана в 1691) и заявившая о своей лояльности по отношению к Ганноверской династии, при которой в Англии утвердился дух либерализма и свободы. Для структур, не поддержавших создание Вел. ложи Лондона, в историографии применяется термин «старое М.». С этого момента в истории М., помимо мифов и легенд, появились архивы, уставные документы и др. атрибуты практич. деятельности. В качестве устава «новых» англ. масонов использовалась книга масонских Конституций. Её 1-е изд. («The Constitutions of the Free-Masons…», 1723) подготовлено пастором шотл. пресвитерианской церкви Дж. Андерсоном, которому она традиционно целиком приписывается, Дж. Пейном и Дж. Т. Дезагюлье; 2-е изд. (1738) – Дж. Андерсоном; всего вышло св. 30 изданий (последнее – в Лондоне в 2001). В ней излагались история, идейные принципы обновлённого М., устанавливались классич. степени посвящения (ученик, подмастерье, мастер). В 1725 основана Вел. ложа Ирландии (наиболее известный ирл. масон – Дж. Свифт), в 1736 – Вел. ложа Шотландии (наиболее известны Р. Бёрнс и В. Скотт).
В 1813 «старые» (традиционалисты) и «новые» (модернисты) масоны Англии создали Объединённую Вел. ложу Англии. Уточнённое издание книги масонских Конституций (1815) приобрело компромиссный характер, предусматривало переход англ. М. к теизму. М. в Великобритании пользуется покровительством Англиканской церкви и королевского дома (Эдуард, принц Уэльский, будущий король Эдуард VII, был вел. мастером Объединённой Вел. ложи Англии в 1875–1901).
В континентальной Европе бурное развитие масонских структур отмечено во Франции – под влиянием англ. М. Первая масонская ложа появилась в 1721 в Дюнкерке, другие – в Париже (часть из них – при непосредств. участии Дж. Т. Дезагюлье), затем в Лионе, Руане, Нанте, Авиньоне, Тулузе и Бордо. В 1728 основана первая Вел. ложа Франции, ею руководили англ. и шотл. масоны-якобиты (сторонники Реставрации Стюартов): Ф. Уортон, Дж. Маклин и Ч. Рэдклифф, с 1738 – франц. аристократ Луи де Пардайан де Гондрен, герцог д’Антен. В 1743 вел. мастером впервые избран принц крови – Луи де Бурбон-Конде, граф Клермонский (1709–71), а ложа получила название Вел. англ. ложи Франции. В 1773, в условиях кризиса «старого порядка», образован Вел. Восток Франции во главе с Луи Филиппом, герцогом Шартрским (впоследствии Филипп Эгалите).
Накануне Вел. франц. революции масоны, сторонники идей Просвещения, находились в оппозиции к Церкви и монархии (членом парижской ложи «Девяти сестёр» являлся Вольтер). М. испытывало также влияние мистич. философии Л. К. Сен-Мартена. Мн. лидеры франц. революции были масонами, хотя, по мнению ряда совр. исследователей, роль М. в революц. событиях преувеличена. Масоны составляли правящую элиту империи Наполеона I Бонапарта, к ним относились маршалы, префекты, сенаторы и министры. Деятели франц. М. участвовали в революц. событиях 1830, 1848 и 1870. С кон. 1870-х гг. политики-масоны (президенты А. Тьер, М. Ф. С. Карно, Ф. Фор, А. Мильеран; премьер-министры Ж. Ферри, П. Вальдек-Руссо, Э. Комб, Л. Буржуа и др.) играли ведущую роль в Третьей республике и добились принятия закона об отделении Церкви от государства. В 1877 Вел. Восток Франции отменил требование веры в Бога и в бессмертие души, после чего связи с ним разорвали Объединённая Вел. ложа Англии и союзные ей великие ложи (разрыв существует до сих пор). В 1894 «братьями» Вел. Востока Франции, недовольными его переходом на позиции атеизма и активной политич. деятельностью, образована т. н. Вел. ложа Франции. В нач. 21 в. крупнейшие масонские организации в стране – Вел. Восток Франции, относящийся к «либеральному» М., Вел. ложа Франции, представляющая «регулярное» М. (Шотл. обряда), Вел. нац. ложа Франции (основана в 1913, до 1948 – Независимая и регулярная Вел. нац. ложа), поддерживающая союз с «регулярным» М., Вел. женская ложа (основана в 1945), Вел. нац. Ложа-Опера (1958), Древний и упрощённый обряд Мемфис-Мисраим (1963) и др.
В Сев.-амер. колониях Великобритании, на территории совр. Соединённых Штатов Америки, распространение М. началось в 1720-х гг., вскоре после создания Вел. ложи Англии, от которой большинство амер. лож восприняло ритуалы; неск. лож учреждены Вел. ложей Шотландии, мн. масоны инициированы во Франции. В 1731 одну из первых амер. лож создал Б. Франклин (с 1734 мастер Провинц. вел. ложи Пенсильвании), пользовавшийся покровительством франц. масонов «либерального» направления (в 1779–81 занимал пост мастера парижской ложи «Девяти сестёр»). C участием масонских организаций сделан существенный шаг к будущей независимости Сев.-амер. колоний и созданию федеративной республики. Членами масонской ложи были участники «Бостонского чаепития» 1773, положившего начало открытому конфликту колоний и метрополии. Во время Войны за независимость в Северной Америке 1775–83 существовали масонские ложи как колонистов (сторонников независимости), так и лоялистов (приверженцев единства с Великобританией). Влияние масонско-просветит. идеологии присутствует в Декларации независимости США 1776 и Конституции США (1787). Масонами были амер. президенты Дж. Вашингтон, Э. Джексон, У. Мак-Кинли, Т. Рузвельт, Ф. Д. Рузвельт, Г. Трумэн и др. Масонские структуры США (до сих пор сегрегированные), в отличие от европейских, являются по-настоящему массовыми организациями.
В Испании масонские ложи образованы в 1728 англичанами-якобитами (Ф. Уортоном и др.). В 1739 масоны Андалусии впервые избрали собств. провинциального вел. мастера. Несмотря на антимасонские гонения, инициированные Ватиканом, к 1760 в Испании насчитывалось 200 лож (в Мадриде, Барселоне, Кадисе; их членами были в осн. англичане и французы). Гонения на масонов продолжались до начала правления короля Карла III (1759–88), который покровительствовал М. В 1766 под эгидой Лондона основана Вел. провинц. ложа Испании (в 1780 обрела независимость от англ. влияния и получила наименование Вел. Востока; первый вел. мастер – королевский мин. П. П. Абарка де Болеа граф де Аранда). Окончат. либерализация исп. М. состоялась при короле Жозефе I (1808–13), брате имп. Наполеона I Бонапарта. В этот период, под влиянием Вел. Востока Франции, здесь утвердился Древний и Принятый Шотл. обряд (насчитывал 33 степени посвящения; разработан французом, гр. А. Ф. де Грасс-Тилли, в нач. 19 в. и широко используется в совр. М.). В 1811 исп. масонские структуры унифицированы в соответствии с традициями «имперского» Вел. Востока Франции. В 1814–1868 М. находилось под запретом, за исключением периода Исп. революции 1820–23, когда партия левых либералов – эксальтадос (многие из них были членами Вел. Востока) образовала правительство Испании. В 1869 основан Вел. нац. Восток, вскоре преобразованный в Вел. Восток Испании, активно участвовавший в провозглашении Первой республики (существовала в 1873–74). К 1877 насчитывалось 5 конкурирующих великих лож (Вел. Восток Испании, Вел. Восток Иберии, Вел. ложа Испании, Вел. символич. ложа Каталонии – Балеар, Верховный совет Шотл. обряда). Во время Гражд. войны 1936–39 исп. масоны выступили в защиту республиканской власти. После смерти Ф. Франко в стране возобновил работу Верховный совет Шотл. обряда (1978). В 1980 образован Объединённый Вел. Восток Испании, его структуры в 1982 вошли в состав обновлённой Вел. ложи Испании.
Появление масонских лож на совр. территории Италии (Флоренция, Лука, Ливорно, Пиза) впервые отмечено в манифесте вел. герцога Тосканы Джан Гастоне Медичи в 1733. В Риме первую масонскую ложу основали англичане в 1735–37. Именно она привлекла внимание папы Климента XII – автора первой антимасонской буллы (1738). Несмотря на папские запреты, масонские ложи появились в Ломбардии (Пьемонт), на Сардинии и др. На юге Италии, в Неаполе и на Сицилии (Палермо), они созданы ок. 1750. Масоны, пользуясь покровительством короля Фердинанда и королевы Марии Каролины, в 1773–74 провозгласили Вел. ложу, которая контролировала деятельность «братьев» Неаполя, Палермо, Мессины, Гаеты и Катаньи. В 1778 влиятельный масонский союз появился в Венецианской республике. В период Вел. Франц. революции и Империи Наполеона I Бонапарта масоны в Италии активизировались. В 1809 в Ливорно создан Вел. Восток Италии во главе с И. Мюратом. В рамках движения Рисорджименто (завершилось созданием Итал. королевства в 1861) масоны совместно с вентами карбонариев участвовали в антиавстрийских восстаниях 1820–40-х гг. Высшие посты в масонской иерархии занимали Дж. Мадзини и Дж. Гарибальди. После объединения Италии (1870) осн. центрами итал. М. стали Рим, Турин и Неаполь. После 2-й мировой войны итал. ложи возобновили работу, но были значительно ослаблены многочисл. внутр. расколами и связью с разл. политич. группировками (напр., ложа «Пропаганда-2», «П-2»; основана в 1877), что нанесло значит. ущерб репутации «регулярного» масонства.
В Нидерландах масонские ложи появились в 1734–35 (Гаага, Амстердам), в 1735–44 они находились под запретом протестантского правительства из-за присутствия в их рядах проанглийски настроенных оранжистов. В 1756 создана Вел. ложа Соединённых провинций Голландии, долгое время сохранявшая тесные связи с Вел. ложей Англии.
В Португалии первые ложи открыли представитель «старого» М. ирландец Х. О’Келли и представитель «нового» М. – Дж. Кустос (Лиссабон, 1735). До кон. 18 в. немногочисл. масоны подвергались преследованиям инквизиции. В 1804 образована первая Вел. ложа, которую возглавил Ж. ди Сампайю. Во время франц. оккупации и войн Наполеона I Бонапарта на Пиренейском п-ове (1807–13) в Португалии действовали 30 лож. В 1817–20 работа местных масонских структур была приостановлена, в т. ч. из-за казни вел. мастера Г. Ф. де Андрады, замешанного в политич. интригах, возобновилась после возвращения из Бразилии в 1821 короля Жуана VI (отсутствовал с 1807). В 1869 создан Объединённый Вел. Восток Лиссабона, после антимонархич. Португ. революции 1910 его влияние в стране усилилось. Масоны добились запрета деятельности католич. религ. орденов, по их инициативе сократилось преподавание религии в школах.
В Швеции первая масонская ложа появилась в Стокгольме в 1735 по инициативе гр. А. Вреде-Спарре, установившего тесные контакты с англ. масонами-якобитами, в частности с Ч. Рэдклиффом. В 1740–50-х гг. под контролем и при участии зарубежных масонов (гл. образом англ. и франц.) в Швеции действовали Материнская ложа, Первая регулярная ложа и Нац. ложа. В 1759 усилиями К. Ф. Эклеффа в Стокгольме созданы структуры Швед. обряда, основанного на признании высоких степеней посвящения (10 градусов) и строгом соблюдении принципов христианства. После этого швед. М. сблизилось с королевской семьёй. В 1771 масоном стал король Густав III. В 1774 брат короля – принц Карл, герцог Зюдерманландский (в 1809–18 король Швеции Карл XIII вместо свергнутого Густава IV Адольфа), – избран гроссмейстером Вел. нац. ложи Швеции и возглавил структуры Швед. обряда. Швед. короли (за исключением правящего короля Карла XVI Густава) имели наследств. титул вел. мастера и покровителя масонства.
На территории совр. Германии первая ложа («Абесалом») открыта в 1737 в Гамбурге М. А. Лютманном, позднее получившим статус провинциального вел. мастера Верхней Силезии. Главой прус. М. с 1744 являлся Фридрих II Великий. В 1750–70-х гг. в Пруссии возникло неск. независимых великих лож (Вел. материнская королевская, Вел. материнская национальная, Почтенная Вел. нац. ложа франкмасонов Германии и др.). Прус. М., испытывавшее значит. влияние франц. и англ. «братьев», в 1766 возродило в своих рядах одно из религ.-мистич. учений 17 в. – розенкрейцерство, находившееся под покровительством наследника прус. престола Фридриха Вильгельма (в 1786–97 король Фридрих Вильгельм II), герцога Карла Вильгельма Фердинанда Брауншвейг-Вольфенбюттельского (с 1780 правящий герцог Карл II) и Фридриха II, ландграфа Гессен-Кассельского. В розенкрейцерстве большое место занимали идеи взаимосвязи людей с невидимым миром, поддержания космич. равновесия, устранения монархич. формы правления и замены её правлением интеллектуалов, а также поиски «философского камня», «жизненного эликсира» и оккультные науки. Впоследствии оно распространилось в Нидерландах, Франции, Италии, Великобритании и России. Мн. представители династии Гогенцоллернов и прус. дворяне были членами лож.
В 1772 ставший наиболее влиятельным в Европе обряд «строгого послушания» (основан в 1751 бароном К. Г. фон Хундом), который признавал масонов наследниками Ордена тамплиеров, возглавил герцог Карл Вильгельм Фердинанд Брауншвейг-Вольфенбюттельский. Однако масонский конвент под его председательством в Вильгельмсбаде (Вестфалия; 1782) отверг тамплиерскую версию происхождения М., которое, по мнению участников конвента, было древнее духовно-рыцарского ордена. В некоторых герм. государствах предпринимались попытки запрета М. (в Баварии в 1784, в Бадене в 1813). Провозглашение Герм. империи (1871) способствовало росту численности и влияния М. После 1-й мировой войны действовал Союз великих лож, пытавшийся примирить сторонников имперских традиций и новых, республиканских, идей. После 2-й мировой войны в нем. М. возобладали три направления: прусское (лютеранско-христианское), гуманитарное (евролиберальное) и шведское (сторонники Швед. обряда). В 1949 в ФРГ образована Вел. федеральная ложа. В 1958 герм. масоны подписали Хартию сотрудничества с Объединённой Вел. ложей Англии. Объединение Германии (1990) расширило сферу влияния М. на восток страны.
На территории Австр. Нидерландов (ныне Бельгия) масонские ложи основаны в 1740-х гг. под верховенством гроссмейстера Вел. англ. ложи Франции Луи де Бурбон-Конде, графа Клермонского. В 1765 образована Вел. провинциальная франц. ложа во главе с маркизом Дюмон де Гажем. Бельг. масонов отличают активное участие в обществ. жизни и жёсткий антикатолицизм. Вел. Восток Бельгии (создан в 1833), наряду с Вел. Востоком Франции, является крупнейшим представителем «либерального» М. в Европе.
Распространение М. в греч. землях Османской империи было затруднено активной оппозицией со стороны как тур. властей, так и Константинопольской православной церкви. На территории совр. Греции ложи появились на о. Корфу в 1780 и 1807 (обе – под покровительством Вел. Востока Франции). Греч. М. было тесно связано с нац.-освободит. движением; одним из руководителей Греческой национально-освободительной революции 1821–29 являлся глава греч. масонов А. Ипсиланти. После обретения независимости (1822) в Греции утвердилось преобладание итал. М. В 1866 Вел. Восток Италии открыл здесь Вел. провинц. ложу, преобразованную в 1868 в Вел. Восток Греции. В 1872 в Афинах начал работу Верховный совет Древнего и Принятого Шотл. обряда. Во 2-ю мировую войну деятельность греч. лож тайно осуществлялась в рамках Движения Сопротивления. В послевоенный период восстановлен Вел. Восток Греции под назв. Вел. ложа Греции (сотрудничает с Объединённой Вел. ложей Англии). В 1972, незадолго до падения диктатуры «чёрных полковников», в Афинах создан ещё один масонский союз под назв. Вел. Восток Греции – Великая ложа Пифагора – Платона.
В Латинской Америке первые организов. структуры «вольных каменщиков» возникли в Аргентине (1790), Мексике (1806) и Венесуэле (1824), позднее появились Верховный совет «Новой Гранады» в Гватемале (1871), Вел. ложа Кускатлан в Сальвадоре (1912), Вел. символич. суверенная ложа в Гондурасе (1922). Их отличит. особенность – антиклерикализм. Масоны, среди которых имелось немало представителей местного индейского населения, требовали оградить сферу образования, а также обществ. жизнь от вмешательства Римско-католич. церкви. Членами масонских лож были Ф. де Миранда, С. Боливар (в 1805 получил посвящение в Париже), Б. П. Хуарес, Х. Марти и др. политич. деятели. В нач. 21 в. М. в лат.-амер. странах пользуется большим влиянием.
На о. Куба М. зародилось в нач. 19 в., в 1874 начала работу Вел. суверенная ложа Колумба (с 1880 – Вел. объединённая ложа Колумба и о. Кубы; в настоящее время преобладает Вел. ложа Древних и Принятых франкмасонов Кубы). Ряд деятелей Кубинской революции 1959 являлись активными масонами. Республика Куба стала единственной страной, где работа масонских лож не прекращалась и после установления социалистич. строя.
Масонские ложи в Африке возникали в брит., бельг. и франц. колониях; некоторые зап.-афр. ложи имеют в своём составе чёрных и белых адептов.
Великие ложи образованы на Украине, в Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Армении, Азербайджане после распада СССР.
Масонство в России
Отдельные масоны (иностранцы или русские, установившие связи с М. за границей) появились в России в кон. 17 – нач. 18 вв.; некоторые исследователи относят к ним, напр., Я. В. Брюса и Феофана Прокоповича. Как течение М. зародилось в 1730-х гг. первоначально под влиянием Вел. ложи Англии (в 1731 англичане назначили провинциальным вел. мастером в России капитана Дж. Филиппса, в нач. 1740-х гг. – генерала рос. службы Дж. Кейта). В 1740–60-е гг. к масонам относились преим. иностранцы, жившие в С.-Петербурге, а также некоторые представители аристократич. родов (Р. И. Воронцов, И. Н. Болтин, А. П. Сумароков, кн. М. М. Щербатов и др.). В числе масонов был и вел. кн. Пётр Фёдорович (будущий имп. Пётр III), открывший свою ложу в Ораниенбауме (ныне г. Ломоносов).
В нач. 1770-х гг. рос. М. объединил и возглавил И. П. Елагин (с 1772 – провинциальный вел. мастер в соответствии с дипломом, полученным из Лондона). Альтернативой «елагинской» системе стала «рейхелевская», основанная в 1771 бароном И. Г. Рейхелем, направленным в С.-Петербург Почтенной Вел. ложей франкмасонов Германии (образована в Берлине в 1770 реформатором системы «строгого послушания» И. В. фон Циннендорфом), которая стремилась сломить гегемонию англичан в рос. М. В 1776 «елагинская» и «рейхелевская» системы (20 лож) слились, признав формальное главенство берлинской ложи «Минерва» (основана также Циннендорфом в 1768); провинциальным вел. мастером остался Елагин, наместным вел. мастером стал Н. И. Панин. В 1777 С.-Петербург посетил швед. король масон Густав III, после чего в России началось распространение Швед. обряда (первая ложа открыта в 1778, затем ещё 20 лож во главе с тайным капитулом «Феникс»). Среди руководителей – кн. Г. П. Гагарин, кн. А. Б. Куракин, И. А. Дмитревский, О. М. Дерибас, Ф. П. Фрез, активно участвовавшие в закулисной придворной борьбе, ориентируясь на наследника рос. престола вел. кн. Павла Петровича (будущий имп. Павел I). Однако за влияние на него боролись не только шведские, но и прус. масоны, которые после реформ Циннендорфа (отход от тамплиерства и «строгого послушания») стремились усилить своё присутствие в Европе и в России. В 1780 с вел. кн. Павлом Петровичем в С.-Петербурге встретился наследник прус. престола масон Фридрих Вильгельм. Павел сделал свой выбор в пользу прус. М., примкнув к нему в 1782, вскоре после окончания работы масонского конвента в Вильгельмсбаде, признавшего Россию независимой 8-й масонской провинцией (не менее 10 лож).
Имп. Екатерину II насторожила политич. активность масонов. В кон. 1770-х гг. она удалила ряд видных масонов из столицы, а в 1782 утвердила Устав благочиния, запрещавший деятельность в России любых тайных обществ. В кон. 1770-х – нач. 1780-х гг. центр активности рос. масонов переместился в ложи Москвы («Гармония», «Озирис», «Трёх знамён» и др.). Их члены Н. И. Новиков, князья Н. Н. и Ю. Н. Трубецкие, М. М. Херасков, гр. П. А. Татищев, И. Г. Шварц, С. И. Гамалея, А. М. Кутузов (с 1787 представитель моск. розенкрейцеров в Берлине) и др. являлись сторонниками мистич. философии Мартинеса де Паскалли (Паскалиса, Паскуалиса) и Л. К. Сен-Мартена. В 1783 моск. масоны-мартинисты, недовольные засильем Швед. обряда, перешли к розенкрейцерству, которое ставило перед собой задачи распространения унифициров. «научного М.», предусматривавшего, в частности, формирование особой адм. надстройки для замены высших степеней в М. При участии прибывшего из Берлина барона Ф. Л. фон Шрёдера в Москве созданы первые розенкрейцерские ложи (орденский начальник – И. Г. Шварц), а в 1784 – Объединённая провинц. ложа (вел. мастер – кн. Ю. В. Долгоруков); ок. 20 рос. масонов были посвящены в высшие розенкрейцерские степени. Моск. масоны вели переговоры с руководителями лож С.-Петербурга (А. С. Строгановым, А. П. Шуваловым, П. И. Мелессино, Г. П. Гагариным, А. А. Ржевским) о создании единого Ордена розенкрейцеров и возведении в сан провинциального вел. мастера вел. кн. Павла Петровича. В целях пропаганды и расширения своей организации моск. масоны (ок. 800 чел.) образовали Собрание университетских питомцев, «Дружеское учёное общество», Типографическую компанию (1784), финансируемую розенкрейцерским братством (к 1787 в переводах С. И. Гамалеи и др. опубликованы важные герметич. тексты, работы некоторых ранних христианских мистиков, книги, посвящённые ритуалу, истории, организации М.), открыли филологическую и переводческую семинарии, библиотеку, ряд школ, бесплатную аптеку, больницу и т. п. С восшествием на прус. престол Фридриха Вильгельма II (1786) Орден розенкрейцеров стал реальной политич. силой, а попытки его эмиссаров установить через В. И. Баженова контакты с вел. кн. Павлом Петровичем продолжали вызывать беспокойство имп. Екатерины II. В нач. 1790-х гг. по её распоряжению некоторые видные масоны-розенкрейцеры, в т. ч. Н. И. Новиков и А. Н. Радищев, были арестованы или высланы в свои имения, ряд их изданий изъят и уничтожен. Идейным руководителем моск. масонов стал О. А. Поздеев, стремившийся свести деятельность масонов к «общению с небесами» и поискам внутр. совершенства.
Имп. Павел I после своего воцарения (1796) вернул из ссылки видных масонов, но сам от масонской деятельности отошёл, уже в 1797 установив связи с иоаннитами – противниками масонов (в 1799 официально занял пост вел. магистра Мальтийского ордена). После его убийства (1801) и восшествия на престол имп. Александра I влияние розенкрейцерских идей на рос. М. вновь возросло. В 1804 П. И. Голенищев-Кутузов возобновил в Москве работу ложи «Нептун» (основана в 1798), её члены, включая М. И. Кутузова, начали играть ключевые роли в политич. жизни страны. Число масонов, заинтересованных в герметич. традиции, наоборот, существенно уменьшилось. Возродилось влияние прус. М. В 1807 прус. масон, эмигрант И. А. Фесслер основал в С.-Петербурге ложу «Полярная Звезда» (вошли М. М. Сперанский и лица из его ближайшего окружения). В 1809 возобновил работу также и капитул «Феникс» (Швед. обряда), образовавший в 1810 Вел. ложу «Владимир к Порядку». Ложам Швед. обряда имп. Александр I, сам масон, разрешил действовать в России легально, но с запретом «присвоения в распоряжение ордена заведений воспитания юношества, аптек, книжных лавок, типографий». Контроль за деятельностью масонов осуществляла Особенная канцелярия Мин-ва полиции (с 1819 МВД). Сторонник Швед. обряда И. В. Бёбер усилил мистич. окраску масонских «работ» и ввёл принцип «невидимых начальников», пытаясь возродить традиции уже утратившего популярность обряда «строгого послушания». Противники этих нововведений, опираясь на поддержку власти, в противовес Вел. ложе «Владимир к Порядку» в 1815 образовали Вел. ложу «Астрея» (вел. мастер – гр. В. В. Мусин-Пушкин-Брюс). М. способствовало объединению будущих декабристов, которые были членами разл. лож (многие из них, в т. ч. кн. С. П. Трубецкой, А. Н. Муравьёв, входили в Вел. Восток Франции). Под влиянием организац. структуры М. созданы «Орден русских рыцарей» (1814–15), а также тайное декабристское об-во «Союз спасения» (1816; неск. лож фактически являлись его управами). Рескриптом от 1(13).8.1822 имп. Александр I запретил деятельность масонов в России, поскольку они стали заниматься «предметами политическими» (в 1821 вел. кн. Константин Павлович приказал закрыть масонские мастерские в Зап. крае), однако тайные собрания масонов продолжались. После восстания декабристов имп. Николай I рескриптом от 21.4(3.5).1826 вновь запретил деятельность лож.
Рос. М. возродилось во Франции в 1880-е гг.: писатель и философ Г. Н. Вырубов занимал видные посты в Вел. Востоке Франции, изобретатель П. Н. Яблочков создал в Париже ложу «Космос», в ней в 1888 в масоны посвящены Е. В. Де-Роберти, М. М. Ковалевский и Н. А. Котляревский. В 1905 в парижских ложах прошли посвящение в масоны А. В. Амфитеатров, М. А. Волошин, C. А. Котляревский, В. А. Маклаков, Вас. И. Немирович-Данченко и др.
После издания Манифеста 17 октября 1905 началось воссоздание М. в России. Оно стало одной из форм объединения оппозиционно настроенных политич. деятелей разл. направлений (ок. 200 чел. к 1910). В 1907 большинство рос. масонов под рук. Е. И. Кедрина выступили за присоединение к Вел. Востоку Франции, меньшинство (М. М. Ковалевский и др.) – к Вел. ложе Франции. На 1-м рос. масонском конвенте (1908, С.-Петербург) возобладали сторонники связей с Вел. Востоком Франции. Тогда же сформировались руководящие органы М. в России: Верховный совет (секретари: Н. В. Некрасов в 1908–12 и 1915, А. М. Колюбакин в 1912–14, А. Ф. Керенский в 1915–16, А. Я. Гальперн в 1916 – февр. 1917), а для масонов высших, капитулярных, степеней – Совет 18-ти (Д. О. Бебутов, Ф. Александрович Головин, М. С. Маргулиес, С. Д. Урусов и др.).
Летом 1912 образован Вел. Восток народов России (42 ложи в 1915–16; от 350 до 500 чел., по разным данным), связанный с Вел. Востоком Франции, но организационно от него уже независимый. По мнению Б. И. Николаевского, с этого момента масонское движение в России окончательно приобрело политич. содержание. Целями организации провозглашались моральное усовершенствование масонов, защита прав человека и гражданина, борьба за «политическое освобождение России». Депутаты разл. фракций Гос. думы, входившие в ложу «Розы», в своих выступлениях в Думе, как правило, учитывали решения масонского Верховного совета. По мере роста оппозиц. настроений в ходе 1-й мировой войны руководство масонов стало готовить обществ. мнение к свержению имп. Николая II и формированию республиканского правительства. В янв. – февр. 1917 политич. направление в Вел. Востоке народов России значительно радикализировалось, в состав лож вошли видные эсеры Н. Д. Авксентьев, Б. В. Савинков, социал-демократ И. И. Скворцов-Степанов и др. К началу Февр. революции 1917 резко повысилась активность группы руководителей Вел. Востока народов России (А. В. Карташёва, А. Я. Гальперна, А. Ф. Керенского, А. И. Коновалова, Н. В. Некрасова, Н. Д. Соколова, В. Д. Набокова), большинство Врем. правительства составляли масоны.
Вскоре после Окт. революции 1917 деятельность лож прекратилась, а их участники, попытавшиеся создать тайные структуры в Сов. России, в 1920-х гг. были арестованы, многие расстреляны.
В среде русской эмиграции создан ряд лож, которые занимались преим. рассмотрением философских, эзотерич., науч., лит. и социально-политич. вопросов, вели активную обществ. работу, фактически определяя направление деятельности ряда немасонских организаций (Республиканско-демократич. объединения, Об-ва распространения ремесленного и земледельч. труда среди евреев, Союза рус. адвокатов, Об-ва «Братская помощь» и др.), а также участвовали в формировании нового рос. правительства в эмиграции. Благодаря денежному взносу А. И. Путилова в 1921 в Париже создан капитул «Астрея». В 1922–79 одноим. ложа (входили В. Д. Кузьмин-Караваев, Г. Б. Слиозберг, Н. В. Чайковский и др.) работала в составе Вел. ложи Франции. В противовес ей в Вел. Востоке Франции в 1924–72 действовала ложа «Северная Звезда» (В. А. Маклаков, М. С. Маргулиес, Н. Д. Авксентьев, М. А. Алданов и др.). В 1931 вокруг Маргулиеса в Париже сложилась ложа «Свободная Россия», которая своими гл. задачами считала антисоветскую пропаганду и непосредств. воздействие на иностр. обществ. мнение через ложи (в 1940 ложа отказалась от политич. деятельности и приняла назв. «Вехи»). Из-за отсутствия нац. территории рус. масонам было отказано в создании Верховного совета 33-й (высшей) степени, но в 1935 образован Рус. особый совет 33-й степени (вел. командоры последовательно: Л. Д. Кандауров, А. В. Давыдов, Л. В. Гойер, Н. Л. Голеевский). Адм.-хозяйств. управление рус. ложами, входившими в Вел. ложу Франции, с 1934 осуществлял совет Объединения рус. лож (до нач. 2-й мировой войны его председателем был В. Л. Вяземский, затем последовательно И. А. Кривошеин, С. Г. Лианозов, Б. П. Магидович, В. В. Вырубов, Н. М. Катков). Рус. ложи существовали и в др. центрах эмиграции (напр., «Великий Свет Севера» в Берлине, 1922–1933). Во 2-ю мировую войну численность членов рус. лож сократилась почти наполовину, в 1945 все рус. ложи в Париже восстановили свою деятельность. После окончания войны в распоряжении СССР оказались архивы многих европ. лож (возвращены рос. руководством в 1990-х гг.).
В Российской Федерации масонские ложи стали появляться в нач. 1990-х гг. В 1995 основана Вел. ложа России. В 2001–07 в рос. М. произошёл ряд расколов, в 2007 создан новый союз – Объединённая Вел. ложа России (назв. с 2008; 13 лож в Москве, С.-Петербурге, а также на Украине, в частности в Харькове), в 2008–09 – др. масонские организации.