ЛИЧ ЭДМУНД РОНАЛД
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЛИЧ (Leach) Эдмунд Роналд (7.11.1910, Сидмут, графство Девоншир – 6.1.1989, Кембридж), брит. социальный антрополог; чл. Брит. академии (1972). Окончил Клэр-колледж Кембриджского ун-та (1932) по инж. специальности. Обратился к антропологии под влиянием работ Б. К. Малиновского, у которого обучался в Лондонской школе экономич. и политич. наук (ЛШЭПН) в 1938–39. В 1938 проводил полевые исследования среди курдов Малой Азии, в 1939 – среди качинов и шанов Бирмы, в 1947 – на о. Калимантан, в 1954 и 1956 – на о. Цейлон. В 1939–45 служил в вооруж. силах. В 1947–53 преподаватель ЛШЭПН, с 1953 – кафедры социальной антропологии Кембриджского ун-та (проф. с 1972), с 1960 чл. Кингс-колледжа (ректор в 1966–79). Президент (1971–75) Королевского антропологич. ин-та. В 1975 возведён в рыцарское достоинство.
Л. занимал критич. позицию по отношению к «жёсткому» структурализму, представленному в брит. социальной антропологии манчестерской школой (М. Глакмен, М. Фортес и др.); отверг некоторые теоретич. установки брит. функционализма, прежде всего тезис о познаваемости «общественных законов». Целью своей дисциплины Л. считал не открытие законов, а понимание изучаемой культуры и её «перевод» на «язык» культуры исследователя (в этом его позиция была близка позиции Э. Эванса-Причарда позднего периода). В своей полемике с брит. антропологами часто демонстрировал солидарность с К. Леви-Стросом. Ему импонировали попытки Леви-Строса применить методы математич. статистики и кибернетики в изучении общества и культуры, его внимание к содержат. стороне первобытных верований и ритуалов. Критикуя «эмпиризм» социальной антропологии, Л. был склонен находить «социальную реальность» скорее в том, что «говорится», «а не в том, что происходит в действительности», видеть её в «бессознательной грамматике социального поведения, мышления и речевой практики». В кн. «Культура и коммуникация» Л. разработал концепцию, предназначенную для построения семиотич. моделей культуры. Сущность человека, по Л., не сводится ни к мыслительной деятельности (как считали философы эпохи Просвещения и позитивисты 19 в. и отчасти Леви-Строс), ни к экономич. деятельности (согласно доктрине марксизма), но состоит в первую очередь в символич. деятельности.
В полевых исследованиях Л. уделял осн. внимание отношениям родства, экономике и космологич. представлениям (мифам). Изучая родо-племенную структуру курдов и воздействие на неё институтов индустриального общества («Социальная и экономическая организация курдов Ровандуза»), он описывал не только механизмы сохранения институционального равновесия, что традиционно для функционализма, но и механизмы культурного изменения в условиях столкновения цивилизаций. И в этой работе, и в монографиях «Политические системы горной Бирмы» и «Пул Элия» Л. поддерживает по существу антифункционалистский тезис о принципиальной невозможности сколько-нибудь длительного стабильного равновесия в обществе. Социальное поведение, по Л., обусловливается не только автоматич. действием соответствующих структур, но и волей индивида, его реакцией на экономич. и политич. конъюнктуру. Так, отношения родства и брака в традиц. обществах – это не столько отражение биологич. связей, сколько символич. средство аранжировки людей в разл. типах социальных отношений (собственность на земельные участки, наследование статуса и имущества и т. п.).