ТОПОРО́В ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТОПОРО́В Владимир Николаевич (5.7.1928, Москва – 5.12.2005, там же), рос. филолог, культуролог, акад. РАН (1990), ин. чл. Латв. АН (1990). Окончил филологич. ф-т МГУ (1951); ученик И. Н. Розанова, Н. К. Гудзия, М. Н. Петерсона, П. С. Кузнецова, С. Б. Бернштейна. С 1954 до конца жизни работал в Ин-те славяноведения РАН (в 1960–1963 зав. сектором структурной типологии слав. и балканских языков). Также с 1992 работал в Ин-те высших гуманитарных исследований РГГУ.
Т. – автор трудов (ок. 2 тыс.) по широкому кругу взаимосвязанных проблем гуманитарного знания. В области языкознания внёс вклад в сравнит.-историч. и типологич. исследование слав., балт., др.-индийских и др. индоевропейских языков, а также енисейских языков. Создал работы по теории языка, грамматике, этимологии, ономастике. Занимался реконструкцией древних языковых состояний. Автор оставшегося неоконченным словаря прусского яз. [«Прусский язык. Словарь» (т. 1–5–, 1975–90–)].
Предложил гипотезу балто-слав. единства (совм. с Вяч. Вс. Ивановым). Исследовал этнолингвистич. связи Славии, Балтии и Балкан.
В области семиотики обращался к анализу осн. символов и категорий мифопоэтич. модели мира. Внёс вклад в теорию текста. Высказал новые идеи интерпретации текста, связанные с определением неочевидных смыслов худож. текста, а также с реконструкцией некоего древнего пратекста (осуществляемой разработанными им методами). Занимался реконструкцией «пред-науки», «пред-истории», «пред-философии», «пред-права», «пред-медицины», «пред-искусства» и т. п. Разрабатывал семиотику города (С.-Петербург, Москва, Вильнюс, Рига, Рим). Один из основателей московско-тартуского направления семиотич. исследований.
Занимался реконструкцией мифорелигиозных систем слав., балт., енисейских и др. народов. Автор теоретич. исследований по ритуалу и его взаимоотношению с мифом.
Автор работ о «мифопоэтич. пространстве», характеризующем архаич. мышление (исследования о «мировом дереве», «мировом яйце» и др.), по истории и теории фольклорных жанров (заговоров, загадок, былин, обрядовых песен, малых фольклорных форм, детских игр). Внёс вклад в сравнит. изучение фольклора, реконструкцию древнейших фольклорных мифов и персонажей. Один из авторов (наряду с Вяч. Вс. Ивановым) теории «основного мифа». Т. принадлежит б. ч. статей в энциклопедии «Мифы народов мира» (т. 1–2, 1980), за работу над которой он был удостоен Гос. пр. СССР (1990; отказался от неё в знак протеста против событий в Вильнюсе 13.1.1991).
В области литературоведения занимался проблемами структуры текста, поэтики, «начал» лит-ры, реконструкцией и анализом древнейших типов текстов («вопросно-ответный», «диалогический», «числовой» и др.) и их связей с ритуалом; проблемой звука и смысла (анаграмма и её функции). Исследовал взаимосвязь литератур (А. С. Пушкин – Секст Проперций, Пушкин – Н. Буало, П. де Ронсар; К. Н. Батюшков – Э. Парни, А. А. Ахматова – Данте и др.). Создал работы по истории рус., др.-вост., античной и западной литератур.
Обращался к рус. духовной культуре: наследие Кирилла и Мефодия на Руси, проблемы труженичества во Христе (Феодосий Печерский и Сергий Радонежский), юродивых и дураков, уроки Ф. М. Достоевского, смысл поэзии В. С. Соловьёва.