ПАРНИ́ ЭВАРИСТ ДЕЗИРЕ ДЕ ФОРЖ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАРНИ́ (Parny) Эварист Дезире де Форж (de Forges), шевалье, затем виконт де (6.2.1753, Сен-Поль, о. Бурбон, ныне о. Реюньон – 5.12.1814, Париж), франц. поэт, чл. Франц. академии (1803). По окончании коллежа г. Рен состоял на воен. службе. В 1784–85 путешествовал по Индии с воен. и дипломатич. миссиями. В 1785 вышел в отставку, поселился в Париже. Разорившись во время Вел. франц. революции, в 1790-е гг. был вынужден поступить на гражд. службу, а также зарабатывать на жизнь лит. трудом.
Творчество П., испытавшего значит. влияние Вольтера, – яркий пример эволюции франц. поэзии от классицизма к романтизму. Первое крупное произведение – «Послание к восставшим в Бостоне» («Epitre aux insurgents de Boston», 1777), посвящённое борьбе амер. колонистов за независимость. Ставшие одной из вершин франц. «лёгкой поэзии» поэтич. сб-ки «Эротические стихотворения» («Poésies érotiques», 1778), «Поэтические безделки» («Les opuscules poétiques», 1779), «Элегии» («Élégies», 1784) отличают изящество формы, лаконизм и афористичность стиля, виртуозное обыгрывание эпикурейских мотивов, а также тонкая элегич. интонация, стремление к непосредственности в передаче любовного чувства. Исполненный антиколониального пафоса сб. «Мадагаскарские песни» («Chansons madécasses», 1787; муз. обработка М. Равеля, 1925–26) – среди первых образцов стихотворений в прозе во франц. лит-ре. В «галантных» поэмах «Потерянный рай» («Le paradis perdu»), «Библейские любовные истории» [«Les galanteries de la Bible», обе изданы в сб-ке под назв. «Украденный портфель» («Le portefeuille volé», 1805)] П. в эротич. ключе переосмыслил античные мифы и библейские истории. Особенный успех снискала написанная 10-сложником с нерегулярными рифмами и проникнутая вольнодумством ироикомическая поэма в 10 песнях «Война древних и новых богов» («La guerre des dieux anciens et modernes», 1799).
Худож. наследие П. оказало большое воздействие на франц. поэзию 19 в. – как на романтиков (Ф. Р. де Шатобриан, А. де Ламартин), так и мастеров политич. памфлета (П. Ж. Беранже). Усвоению поэтич. образцов П. во многом обязан расцвет жанра элегии в России в нач. 19 в. Творчество П. высоко ценил А. С. Пушкин; его переводили Е. А. Баратынский, К. Н. Батюшков (прозванный А. С. Пушкиным в 1814 «русским Парни»), Д. В. Давыдов, В. Л. Пушкин, В. А. Жуковский и др.