ИРОИКОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ИРОИКОМИ́ЧЕСКАЯ ПОЭ́МА, пародия на эпич. поэмы, основанная на приёме бурлеска. Восходит к др.-греч. поэме «Война мышей и лягушек» (6–5 вв. до н. э.). Исторически сложились две разновидности И. п.: 1) комическая перелицовка серьёзных мифологич. сюжетов, изложение «высоких» событий низким стилем («Вергилий наизнанку» П. Скаррона, 1648–52); 2) изложение высоким стилем событий «низких», незначительных, с использованием характерных приёмов эпич. (героич.) поэмы («Похищенное ведро» А. Тассони, 1614–15, изд. 1622; «Налой» Н. Буало, 1674–83; «Похищение локона» А. Поупа, 1712). В России первые И. п. принадлежат В. И. Майкову: «Игрок ломбера» (1763), в которой высоким стилем изложены правила карточной игры; «Елисей, или Раздражённый Вакх» (1771) о похождениях пьяного ямщика, где отчасти пародирован стиль «Энеиды», переведённой В. П. Петровым. Известностью пользовались «Вергилиева Энеида, вывороченная наизнанку» Н. П. Осипова (1791–96), продолженная А. М. Котельницким (1802–1808), и особенно «Энеида, на малороссийский язык перелицованная» И. П. Котляревского (1798). Последние имевшие успех рус. И. п. – «Опасный сосед» В. Л. Пушкина (1811) и «Расхищенные шубы» А. А. Шаховского (1807–15) – созданы в ситуации лит. борьбы карамзинистов и «архаистов», сторонников «нового» и «старого» слога.