Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЖЕНЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 34

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: В. Г. Кузнецов

ЖЕНЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА в язы­ко­зна­нии, од­но из ве­ду­щих на­прав­ле­ний в язы­ко­зна­нии 1-й пол. 20 в. Объ­е­ди­ня­ла уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей Ф. де Сос­сю­ра по Же­нев­ско­му ун-ту – его не­по­средств. уче­ни­ков, ос­но­ва­те­лей шко­лы Ш. Бал­ли, А. Се­ше, С. О. Кар­цев­ско­го и их уче­ни­ков и по­сле­до­ва­те­лей А. Бюр­же, А. Фрея, Э. Соль­бер­же, Р. Гё­де­ля, Л. Прие­то, Ф. Ка­на, Р. Энг­ле­ра и Р. Ама­ке­ра. Офиц. ста­тус Ж. ш. при­об­ре­ла в 1940, ко­гда бы­ло ор­га­ни­зо­ва­но Же­нев­ское лин­гвис­тич. об-во и на­чал из­да­вать­ся пе­чат­ный ор­ган шко­лы – «Cahiers F. de Saussure» («Тет­ра­ди Ф. де Сос­сю­ра»; 1-й но­мер вы­шел в 1941). В 1957 об-во бы­ло рас­пу­ще­но и об­ра­зо­ван Кру­жок Ф. де Сос­сю­ра.

Тео­ре­тич. прин­ци­пы Ж. ш. сфор­ми­ро­ва­лись под влия­ни­ем уче­ния Ф. де Сос­сю­ра; ра­бот ос­но­ва­те­лей шко­лы, в пер­вую оче­редь Ш. Бал­ли и А. Се­ше; франц. лин­гвис­тич. тра­ди­ции; со­вре­мен­ных им на­прав­ле­ний в лин­гвис­ти­ке и смеж­ных на­уках, пре­ж­де все­го в пси­хо­ло­гии. В ка­че­ст­ве ос­нов­но­го объ­еди­няю­ще­го на­ча­ла вы­сту­па­ли по­ло­же­ния Сос­сю­ра, ко­то­рые по­лу­чи­ли даль­ней­шее раз­ви­тие.

Важ­ная от­ли­чи­тель­ная чер­та Ж. ш. – функ­цио­на­лизм, т. е. изу­че­ние ме­ха­низ­ма ис­поль­зо­ва­ния язы­ка как се­ми­оло­гич. сис­те­мы в прак­ти­ке об­ще­ния, в тес­ной свя­зи с его но­си­те­лем – че­ло­ве­ком. Ж. ш., на­ря­ду с праж­ской лин­гвис­ти­че­ской шко­лой, – ро­до­на­чаль­ни­ца функ­цио­наль­ной лин­гвис­ти­ки.

В от­ли­чие от Ф. де Сос­сю­ра, учё­ные Ж. ш. изу­ча­ли связь язы­ка и ре­чи: ис­сле­до­ва­ли за­ро­ж­даю­щие­ся в ре­чи из­ме­не­ния и их пре­вра­ще­ние в но­вые эле­мен­ты язы­ка (А. Се­ше), а так­же ак­туа­ли­за­цию вир­ту­аль­ных, по­тен­ци­аль­ных зна­ков язы­ковых в про­цес­се функ­цио­ни­ро­ва­ния язы­ка (Ш. Бал­ли и С. О. Кар­цев­ский).

Раз­ви­вая идеи Ф. де Сос­сю­ра об ог­ра­ни­че­нии про­из­воль­но­сти язы­ко­во­го зна­ка, Бал­ли и Кар­цев­ский раз­ра­бо­та­ли уче­ние о мо­ти­ви­ро­ван­но­сти зна­ка. Бал­ли при­ме­нил кри­те­рий мо­ти­ви­ро­ван­но­сти для ти­по­ло­гич. срав­не­ния язы­ков. По­ло­же­ние Сос­сю­ра о под­виж­ном ха­рак­те­ре от­но­ше­ний ме­ж­ду дву­мя сто­ро­на­ми зна­ка по­лу­чи­ло раз­ви­тие в тео­рии асим­мет­ри­че­ско­го дуа­лиз­ма лин­гвис­тич. зна­ка Кар­цев­ско­го – про­ти­во­ре­чи­вый ха­рак­тер от­но­ше­ний ме­ж­ду дву­мя сто­ро­на­ми зна­ка, обу­слов­лен­ный его про­из­воль­но­стью, при­во­дит к сдви­гу от­но­ше­ний, к асим­мет­рии оз­на­чае­мо­го и оз­на­чаю­ще­го в про­цес­се ак­туа­ли­за­ции.

Идеи Ф. де Сос­сю­ра о ли­ней­ном ха­рак­те­ре зна­ка ле­жат в ос­но­ве уче­ния Ж. ш. о син­таг­ме (Ш. Бал­ли, С. О. Кар­цев­ский, А. Фрей, Р. Гё­дель, Э. Соль­бер­же). Её пред­ста­ви­те­ля­ми раз­ра­ба­ты­ва­лись так­же во­про­сы, от­но­си­мые Сос­сю­ром к внеш­ней лин­гвис­ти­ке: связь язы­ка и мыш­ле­ния, нор­ма язы­ко­вая и язы­ко­вая по­ли­ти­ка. Со­цио­ло­гич. под­ход Бал­ли к аф­фек­тив­но­сти был прин­ци­пи­аль­но но­вым в лин­гвис­ти­ке пер­вых де­ся­тиле­тий 20 в. и по­слу­жил ос­но­вой для соз­да­ния но­вой лин­гвис­тич. дис­ци­п­ли­ны – сти­ли­сти­ки. Впер­вые был по­став­лен во­прос не об ин­ди­ви­ду­аль­ных сти­лях, а о сти­лях как сис­тем­ных об­ра­зо­ва­ни­ях в их от­но­ше­нии к об­ще­язы­ко­вой сис­те­ме.

Грам­ма­тич. уче­ние Ж. ш. пред­став­ле­но син­так­сич. тео­ри­ей А. Се­ше, об­щей тео­ри­ей вы­ска­зы­ва­ния Ш. Бал­ли, син­таг­ма­тич. син­так­си­сом А. Фрея и тео­рией транс­по­зи­ции. Син­так­сич. тео­рия Се­ше яви­лась но­ва­тор­ской, т. к. рас­ши­ри­ла грам­ма­тич. ис­сле­до­ва­ния, ог­ра­ни­чен­ные в 1-й тре­ти 20 в. мор­фо­ло­ги­ей, и осу­ще­ст­ви­ла син­хрон­ное опи­са­ние син­так­си­са на ос­но­ве сос­сю­ров­ской ди­хо­то­мии язы­ка и ре­чи, син­таг­ма­тич. и па­ра­диг­ма­тич. от­но­ше­ний в сис­те­ме язы­ка.

Центр. ме­сто в тео­рии вы­ска­зы­ва­ния Ш. Бал­ли за­ни­ма­ют по­ня­тия мо­ду­са (от­но­ше­ние субъ­ек­та к то­му, что он со­об­ща­ет) и дик­ту­ма (пред­став­ля­ет то, что со­об­ща­ет­ся). Ж. ш., на­ря­ду с праж­ской, при­над­ле­жит при­ори­тет в раз­ра­бот­ке тео­рии ак­ту­аль­но­го чле­не­ния пред­ло­же­ния.

А. Фрей ста­вил пе­ред син­так­си­сом 3 за­да­чи: ус­та­но­вить, с ка­ки­ми еди­ни­ца­ми он име­ет де­ло; вы­яс­нить, ка­ким об­ра­зом эти еди­ни­цы со­че­та­ют­ся ме­ж­ду со­бой, об­ра­зуя слож­ные вы­ра­же­ния; изу­чить ре­гу­ляр­ные от­но­ше­ния, ко­то­рые мо­гут су­ще­ст­во­вать ме­ж­ду разл. вы­ра­же­ния­ми и клас­са­ми вы­ра­же­ний.

В Ж. ш. впер­вые бы­ла раз­ра­бо­та­на тео­рия функ­цио­наль­ной транс­по­зи­ции – ис­поль­зо­ва­ния од­ной язы­ко­вой фор­мы в функ­ции дру­гой. Она во мно­гом пред­ва­ря­ет раз­ви­тие струк­ту­раль­ной, транс­фор­ма­ци­он­ной и ге­не­ра­тив­ной грам­ма­тик. Эта тео­рия на­шла так­же при­ме­не­ние для ис­сле­до­ва­ния сло­во­об­ра­зо­ва­ния, син­так­сич. си­но­ни­мии, се­ман­тич. син­так­си­са, тео­рии тро­пов и др.

Л. Прие­то по­сле­до­ва­тель­но раз­ви­вал се­ми­оло­гич. идеи Ф. де Сос­сю­ра. Он раз­ра­бо­тал т. н. ноо­ло­гию (функ­цио­наль­ную тео­рию оз­на­чае­мо­го) и яв­ля­ет­ся од­ним из ос­но­во­по­лож­ни­ков зна­ко­вой тео­рии дис­кур­са.

В рам­ках про­бле­ма­ти­ки «язык – че­ло­век – об­ще­ст­во» лин­гвис­ты Ж. ш. изу­ча­ли дви­жу­щие фак­то­ры язы­ко­во­го раз­ви­тия, связь язы­ка и куль­ту­ры, зна­че­ние тео­рии язы­ка для об­ществ. язы­ко­вой прак­ти­ки.

В Ж. ш. сло­жи­лось при­су­щее толь­ко ей на­прав­ле­ние ис­сле­до­ва­ний – сос­сю­ро­ло­гия. В ра­бо­тах Р. Гё­де­ля, Р. Энг­ле­ра и Р. Ама­ке­ра ка­но­нич. текст «Кур­са об­щей линг­ви­сти­ки» Ф. де Сос­сю­ра, опуб­ли­ко­ван­ный по­смерт­но на ос­но­ве сту­денч. кон­спек­тов, со­по­став­лен с чер­но­ви­ка­ми учё­но­го; до­ка­за­но от­сут­ст­вие пол­ной аутен­тич­но­сти это­го из­да­ния иде­ям Сос­сю­ра.

Ж. ш. по­ло­жи­ла на­ча­ло ря­ду на­прав­ле­ний ис­сле­до­ва­ний в лин­гвис­ти­ке 20–21 вв.: сти­ли­сти­ке, линг­ви­стич. праг­ма­ти­ке, ком­му­ни­ка­тив­но­му и функ­цио­наль­но­му син­так­си­су, со­пос­та­ви­тель­но-ти­по­ло­гич. ис­сле­до­ва­ни­ям, фра­зео­ло­гии.

Лит.: Sechehaye A. L’école génévoise de lin­guistique générale // Indogermanische For­schun­gen. 1927. Bd 44; Frei H. Cas et dèse en français // Cahiers F. de Saussure. 1954. № 12; Бал­ли Ш. Об­щая лин­гви­сти­ка и воп­ро­сы фран­цуз­ско­го язы­ка. М., 1955; он же. Фран­цуз­ская сти­ли­сти­ка. М., 1961; A Geneva School reader in linguistics / Ed. R. Godel. Blooming­ton; L., 1969; Amacker R. Linguistique saus­surienne. Gen., 1975; Сеше А. Очерк ло­ги­ческой струк­ту­ры пред­ло­же­ния. М., 2003; Куз­не­цов В. Г. Же­нев­ская лин­гвис­ти­че­ская шко­ла. От Сос­сю­ра к функ­цио­на­лиз­му. М., 2003; он же. Уче­ние Ф. де Сос­сю­ра в све­те сос­сю­ро­ло­гии // Во­про­сы язы­ко­зна­ния. 2006. № 5.

Вернуться к началу