ЖЕНЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЖЕНЕ́ВСКАЯ ШКО́ЛА в языкознании, одно из ведущих направлений в языкознании 1-й пол. 20 в. Объединяла учеников и последователей Ф. де Соссюра по Женевскому ун-ту – его непосредств. учеников, основателей школы Ш. Балли, А. Сеше, С. О. Карцевского и их учеников и последователей А. Бюрже, А. Фрея, Э. Сольберже, Р. Гёделя, Л. Прието, Ф. Кана, Р. Энглера и Р. Амакера. Офиц. статус Ж. ш. приобрела в 1940, когда было организовано Женевское лингвистич. об-во и начал издаваться печатный орган школы – «Cahiers F. de Saussure» («Тетради Ф. де Соссюра»; 1-й номер вышел в 1941). В 1957 об-во было распущено и образован Кружок Ф. де Соссюра.
Теоретич. принципы Ж. ш. сформировались под влиянием учения Ф. де Соссюра; работ основателей школы, в первую очередь Ш. Балли и А. Сеше; франц. лингвистич. традиции; современных им направлений в лингвистике и смежных науках, прежде всего в психологии. В качестве основного объединяющего начала выступали положения Соссюра, которые получили дальнейшее развитие.
Важная отличительная черта Ж. ш. – функционализм, т. е. изучение механизма использования языка как семиологич. системы в практике общения, в тесной связи с его носителем – человеком. Ж. ш., наряду с пражской лингвистической школой, – родоначальница функциональной лингвистики.
В отличие от Ф. де Соссюра, учёные Ж. ш. изучали связь языка и речи: исследовали зарождающиеся в речи изменения и их превращение в новые элементы языка (А. Сеше), а также актуализацию виртуальных, потенциальных знаков языковых в процессе функционирования языка (Ш. Балли и С. О. Карцевский).
Развивая идеи Ф. де Соссюра об ограничении произвольности языкового знака, Балли и Карцевский разработали учение о мотивированности знака. Балли применил критерий мотивированности для типологич. сравнения языков. Положение Соссюра о подвижном характере отношений между двумя сторонами знака получило развитие в теории асимметрического дуализма лингвистич. знака Карцевского – противоречивый характер отношений между двумя сторонами знака, обусловленный его произвольностью, приводит к сдвигу отношений, к асимметрии означаемого и означающего в процессе актуализации.
Идеи Ф. де Соссюра о линейном характере знака лежат в основе учения Ж. ш. о синтагме (Ш. Балли, С. О. Карцевский, А. Фрей, Р. Гёдель, Э. Сольберже). Её представителями разрабатывались также вопросы, относимые Соссюром к внешней лингвистике: связь языка и мышления, норма языковая и языковая политика. Социологич. подход Балли к аффективности был принципиально новым в лингвистике первых десятилетий 20 в. и послужил основой для создания новой лингвистич. дисциплины – стилистики. Впервые был поставлен вопрос не об индивидуальных стилях, а о стилях как системных образованиях в их отношении к общеязыковой системе.
Грамматич. учение Ж. ш. представлено синтаксич. теорией А. Сеше, общей теорией высказывания Ш. Балли, синтагматич. синтаксисом А. Фрея и теорией транспозиции. Синтаксич. теория Сеше явилась новаторской, т. к. расширила грамматич. исследования, ограниченные в 1-й трети 20 в. морфологией, и осуществила синхронное описание синтаксиса на основе соссюровской дихотомии языка и речи, синтагматич. и парадигматич. отношений в системе языка.
Центр. место в теории высказывания Ш. Балли занимают понятия модуса (отношение субъекта к тому, что он сообщает) и диктума (представляет то, что сообщается). Ж. ш., наряду с пражской, принадлежит приоритет в разработке теории актуального членения предложения.
А. Фрей ставил перед синтаксисом 3 задачи: установить, с какими единицами он имеет дело; выяснить, каким образом эти единицы сочетаются между собой, образуя сложные выражения; изучить регулярные отношения, которые могут существовать между разл. выражениями и классами выражений.
В Ж. ш. впервые была разработана теория функциональной транспозиции – использования одной языковой формы в функции другой. Она во многом предваряет развитие структуральной, трансформационной и генеративной грамматик. Эта теория нашла также применение для исследования словообразования, синтаксич. синонимии, семантич. синтаксиса, теории тропов и др.
Л. Прието последовательно развивал семиологич. идеи Ф. де Соссюра. Он разработал т. н. ноологию (функциональную теорию означаемого) и является одним из основоположников знаковой теории дискурса.
В рамках проблематики «язык – человек – общество» лингвисты Ж. ш. изучали движущие факторы языкового развития, связь языка и культуры, значение теории языка для обществ. языковой практики.
В Ж. ш. сложилось присущее только ей направление исследований – соссюрология. В работах Р. Гёделя, Р. Энглера и Р. Амакера канонич. текст «Курса общей лингвистики» Ф. де Соссюра, опубликованный посмертно на основе студенч. конспектов, сопоставлен с черновиками учёного; доказано отсутствие полной аутентичности этого издания идеям Соссюра.
Ж. ш. положила начало ряду направлений исследований в лингвистике 20–21 вв.: стилистике, лингвистич. прагматике, коммуникативному и функциональному синтаксису, сопоставительно-типологич. исследованиям, фразеологии.