НЕОГУМБОЛЬДТИА́НСТВО
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕОГУМБОЛЬДТИА́НСТВО, направление в разработке теории и философии языка, ставившее перед собой задачу возрождения научного интереса к духовному наследию К. В. фон Гумбольдта, его пониманию конкретного языка как уникального пути познания мира, которым следует владеющее данным языком языковое сообщество. Возникло в Германии в нач. 1920-х гг. Решением названной задачи неогумбольдтианцы считали создание нового описания нем. языка, основанного на освещении нем. языковой картины мира и выявлении особенностей процесса её создания – языкового миросозидания. Усилия неогумбольдтианцев были сконцентрированы и на разработке теоретико-философской основы нового, идиоэтнического, подхода к описанию языка как уникального в каждом случае гносеологич. медиума (посредника в процессе познания мира), а также языкового сообщества как важнейшего социологич. фактора бытия всякого языка. Реализацией этой программы занималась группа самостоят. исследователей, объединённых общим пониманием гносеологич. миссии языка, однако не составлявших организованной лингвистич. группировки. В число неогумбольдтианцев «первого призыва» (1920–40-е гг.) входили И. Л. Вайсгербер, Й. Трир, В. Порциг, Г. Ипсен, Г. Гюнтерт, Ф. Штро, Г. Шмидт-Рор, Х. Бринкман, А. Шмитт и др., к ним поначалу был очень близок Х. Амманн; из философов сходные с неогумбольдтианцами идеи высказывали Э. Кассирер, Г. Юнкер, А. Фиркандт. В 1950-х гг. сложилось второе поколение неогумбольдтианцев: Х. Гиппер, О. Бухманн, И. Кноблох и др. Некоторое время в их число входили Х. Глинц, П. Хартман, Й. Эрбен, др. члены группы «Язык и сообщество», которые затем разошлись с неогумбольдтианцами в филос. или практич. вопросах. В это же время в Германии образовались 2 центра Н. – боннский (исследования в русле грамматики, ориентированной на содержание; глава – Вайсгербер) и мюнстерский (эргологическая этимология; глава – Трир). В 1970–1980-х гг., в период ожесточённой критики Н. в ФРГ, тем не менее сформировалось третье поколение неогумбольдтианцев: Б. Вайсгербер, П. Шмиттер, К. П. Херберман и мн. другие, представлявшие оба центра Н. В 1980–90-х гг. Н. вышло за пределы Германии, наблюдался известный его подъём в европ. языкознании. Публиковались многочисл. работы по концепции Гумбольдта (в частности, статьи и книги Шмиттера); в 1989 при участии неогумбольдтианцев учреждено междунар. Научное сообщество по изучению истории языкознания (Studienkreis Geschichte der Sprachwissenschaft; Мюнстер), которое проводит ежегодные коллоквиумы; в 1991 основан ж. «Труды по истории языковедения» («Beiträge zur Geschichte der Sprachwissenschaft») под редакцией неогумбольдтианцев К. Дутца и Шмиттера (ныне выходит под редакцией Г. Хаслер и А. Рютер). На это же время пришлась деятельность близкого к неогумбольдтианцам изд-ва «Nodus» (Мюнстер). В Японии и Республике Корея идеи Н. вызвали появление науч. направлений, которые возглавили ученики И. Л. Вайсгербера (К. Фукумото, Н. Теракава). В России издаются переводы трудов Вайсгербера, диссертации, посвящённые неогумбольдтианской философии языка.
Ныне Н. как целостное направление в нем. языкознании прекратило своё существование, а исследования языковой картины мира в направлении, заданном неогумбольдтианцами, осуществляются лингвистами России и стран СНГ, Японии, Республики Корея.
К Н. принято относить также этнолингвистику США 1-й пол. 20 в. (принцип относительности языков Э. Сепира и Б. Л. Уорфа), однако точка зрения амер. последователей К. В. фон Гумбольдта на степень понятийной уникальности каждого языка значительно менее радикальна: они постулировали лишь существование общего понятийного фонда у языков одной группы или семьи, сопоставляя его с общим понятийным фондом языков др. группы или семьи (в частности, «общий среднеевропейский» фонд с америндским).