Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

НЕОГУМБОЛЬДТИА́НСТВО

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 22. Москва, 2013, стр. 399

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: О. А. Радченко

НЕОГУМБОЛЬДТИА́НСТВО, на­прав­ле­ние в раз­ра­бот­ке тео­рии и фи­ло­со­фии язы­ка, ста­вив­шее пе­ред со­бой за­да­чу воз­ро­ж­де­ния на­уч­но­го ин­те­ре­са к ду­хов­но­му на­сле­дию К. В. фон Гум­больд­та, его по­ни­ма­нию кон­крет­но­го язы­ка как уни­каль­но­го пу­ти по­зна­ния ми­ра, ко­то­рым сле­ду­ет вла­дею­щее дан­ным язы­ком язы­ко­вое со­об­ще­ст­во. Воз­ник­ло в Гер­ма­нии в нач. 1920-х гг. Ре­ше­ни­ем на­зван­ной за­да­чи не­огум­больд­ти­ан­цы счи­та­ли со­здание но­во­го опи­са­ния нем. язы­ка, ос­но­ван­но­го на ос­ве­ще­нии нем. язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра и вы­яв­ле­нии осо­бен­но­стей про­цес­са её соз­да­ния – язы­ко­во­го ми­ро­со­зи­да­ния. Уси­лия не­огум­больд­ти­ан­цев бы­ли скон­цен­три­ро­ва­ны и на раз­ра­бот­ке тео­ре­ти­ко-фи­ло­соф­ской ос­но­вы но­во­го, идио­эт­ни­че­ско­го, под­хо­да к опи­са­нию язы­ка как уни­каль­но­го в ка­ж­дом слу­чае гно­сео­ло­гич. ме­диу­ма (по­сред­ни­ка в про­цес­се по­зна­ния ми­ра), а так­же язы­ко­во­го со­об­ще­ст­ва как важ­ней­ше­го со­цио­ло­гич. фак­то­ра бы­тия вся­ко­го язы­ка. Реа­ли­за­ци­ей этой про­грам­мы за­ни­ма­лась груп­па са­мо­сто­ят. ис­сле­до­ва­те­лей, объ­е­ди­нён­ных об­щим по­ни­ма­ни­ем гно­сео­ло­гич. мис­сии язы­ка, од­на­ко не со­став­ляв­ших ор­га­ни­зо­ван­ной лин­гвис­тич. груп­пи­ров­ки. В чис­ло не­огум­больд­ти­ан­цев «пер­во­го при­зы­ва» (1920–40-е гг.) вхо­ди­ли И. Л. Вайс­гер­бер, Й. Трир, В. Пор­циг, Г. Ип­сен, Г. Гюн­терт, Ф. Штро, Г. Шмидт-Рор, Х. Бринк­ман, А. Шмитт и др., к ним по­на­ча­лу был очень бли­зок Х. Ам­манн; из фи­ло­со­фов сход­ные с не­огум­больд­ти­ан­ца­ми идеи вы­ска­зы­ва­ли Э. Кас­си­рер, Г. Юн­кер, А. Фир­кандт. В 1950-х гг. сло­жи­лось вто­рое по­ко­ле­ние не­огум­больд­ти­ан­цев: Х. Гип­пер, О. Бух­манн, И. Кноб­лох и др. Не­ко­то­рое вре­мя в их чис­ло вхо­ди­ли Х. Глинц, П. Харт­ман, Й. Эр­бен, др. чле­ны груп­пы «Язык и со­об­ще­ст­во», ко­то­рые за­тем ра­зо­шлись с не­о­гум­больд­ти­ан­ца­ми в фи­лос. или прак­тич. во­про­сах. В это же вре­мя в Гер­ма­нии об­ра­зо­ва­лись 2 цен­тра Н. – бонн­ский (ис­сле­до­ва­ния в рус­ле грам­ма­ти­ки, ори­ен­ти­ро­ван­ной на со­дер­жа­ние; гла­ва – Вайс­гер­бер) и мюн­стер­ский (эр­го­ло­ги­че­ская эти­мо­ло­гия; гла­ва – Трир). В 1970–1980-х гг., в пе­ри­од ожес­то­чён­ной кри­ти­ки Н. в ФРГ, тем не ме­нее сфор­ми­ро­ва­лось третье по­ко­ле­ние не­огум­больд­ти­ан­цев: Б. Вайс­гер­бер, П. Шмит­тер, К. П. Хер­бер­ман и мн. дру­гие, пред­став­ляв­шие оба цен­тра Н. В 1980–90-х гг. Н. вы­шло за пре­де­лы Гер­ма­нии, на­блю­дал­ся из­вест­ный его подъ­ём в ев­роп. язы­ко­зна­нии. Пуб­ли­ко­ва­лись мно­го­числ. ра­бо­ты по кон­цеп­ции Гум­больд­та (в ча­ст­но­сти, ста­тьи и кни­ги Шмит­те­ра); в 1989 при уча­стии не­огум­больд­ти­ан­цев уч­ре­ж­де­но меж­ду­нар. На­уч­ное со­об­ще­ст­во по изу­че­нию ис­то­рии язы­козна­ния (Stu­dienkreis Geschichte der Sprachwis­sen­schaft; Мюн­стер), ко­то­рое про­во­дит еже­год­ные кол­ло­к­виу­мы; в 1991 ос­но­ван ж. «Тру­ды по исто­рии язы­ко­ве­де­ния» («Beiträge zur Geschichte der Sprachwis­senschaft») под ре­дак­ци­ей не­огум­больд­ти­ан­цев К. Дут­ца и Шмит­те­ра (ны­не вы­хо­дит под ре­дак­ци­ей Г. Хас­лер и А. Рю­тер). На это же вре­мя при­шлась дея­тельность близ­ко­го к не­огум­больд­ти­ан­цам изд-ва «Nodus» (Мюн­стер). В Япо­нии и Рес­пуб­ли­ке Ко­рея идеи Н. вы­зва­ли по­яв­ле­ние на­уч. на­прав­ле­ний, ко­то­рые воз­гла­ви­ли уче­ни­ки И. Л. Вай­сгер­бе­ра (К. Фу­ку­мо­то, Н. Те­ра­ка­ва). В Рос­сии из­да­ют­ся пе­ре­во­ды тру­дов Вай­сге­рбе­ра, дис­сер­та­ции, по­свя­щён­ные не­о­гум­больд­ти­ан­ской фи­ло­со­фии язы­ка.

Ны­не Н. как це­ло­ст­ное на­прав­ле­ние в нем. язы­ко­зна­нии пре­кра­ти­ло своё су­ще­ст­во­ва­ние, а ис­сле­до­ва­ния язы­ко­вой кар­ти­ны ми­ра в на­прав­ле­нии, за­дан­ном не­огум­больд­ти­ан­ца­ми, осу­ще­ст­в­ля­ют­ся лин­гвис­та­ми Рос­сии и стран СНГ, Япо­нии, Рес­пуб­ли­ки Ко­рея.

К Н. при­ня­то от­но­сить так­же эт­но­лин­гви­сти­ку США 1-й пол. 20 в. (прин­цип от­но­си­тель­но­сти язы­ков Э. Се­пи­ра и Б. Л. Уор­фа), од­на­ко точ­ка зре­ния амер. по­сле­до­ва­те­лей К. В. фон Гум­больд­та на сте­пень по­ня­тий­ной уни­каль­но­сти ка­ж­до­го язы­ка зна­чи­тель­но ме­нее ра­ди­каль­на: они по­сту­ли­ро­ва­ли лишь су­ще­ст­во­ва­ние об­ще­го по­ня­тий­но­го фон­да у язы­ков од­ной груп­пы или се­мьи, со­пос­тав­ляя его с об­щим по­ня­тий­ным фон­дом язы­ков др. груп­пы или се­мьи (в ча­ст­но­сти, «об­щий сред­не­ев­ро­пей­ский» фонд с аме­ринд­ским).

Лит.: Weisgerber L. Von den Kräften der deu­t­schen Sprache. 2. Aufl. Düsseldorf, 1953–1959. Bd 1–4; Sprache, Schlüssel zur Welt. Fest­schrift für L. Weisgerber / Hrsg. G. Helmut. Düsseldorf, 1959; Gipper H. Theorie und Praxis inhaltbezogener Sprachforschung. Münster, 1992–1993. Bd 1–5; Рад­чен­ко О. А. Язык как ми­ро­со­зи­да­ние: лин­гво­фи­ло­соф­ская кон­цеп­ция не­огум­больд­ти­ан­ст­ва. 3-е изд. М., 2006.

Вернуться к началу