Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНОЛИНГВИ́СТИКА

  • рубрика

    Рубрика: Языкознание

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 492

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. М. Кузнецов

ЭТНОЛИНГВИ́СТИКА (от греч. ἔθνος – на­род, пле­мя и лин­гвис­ти­ка), на­прав­ле­ние в язы­ко­зна­нии, изу­чаю­щее язык в его от­но­ше­нии к куль­ту­ре, взаи­мо­дей­ст­вие язы­ко­вых, эт­но­куль­тур­ных и эт­но­пси­хо­ло­гич. фак­то­ров в функ­цио­ни­ро­ва­нии и эво­лю­ции язы­ка. В бо­лее ши­ро­ком по­ни­ма­нии Э. рас­смат­ри­ва­ет­ся как ком­плекс­ная дис­ци­п­ли­на, ис­сле­дую­щая с по­мо­щью лин­гвис­тич. ме­то­дов «план со­дер­жа­ния» куль­ту­ры, нар. пси­хо­ло­гии и ми­фо­ло­гии не­за­ви­си­мо от спо­со­бов их фор­маль­но­го пред­став­ле­ния (сло­во, пред­мет, об­ряд и т. п.). На­ча­ло ис­сле­до­ва­ния по­доб­ной про­бле­ма­ти­ки в Рос­сии бы­ло по­ло­же­но тру­да­ми Ф. И. Бус­лае­ва, А. Н. Афа­нась­е­ва, А. А. По­теб­ни и др.

Как са­мо­сто­ят. на­прав­ле­ние Э. за­ро­ди­лась в не­драх эт­но­логии, по­лу­чив ши­ро­кое раз­ви­тие в язы­ко­зна­нии США с 1870-х гг. в свя­зи с ин­тен­сив­ным изу­че­ни­ем мно­го­числ. ин­дей­ских пле­мён Се­вер­ной, а за­тем и Центр. Аме­ри­ки. Од­на­ко пер­во­на­чаль­но осн. вни­ма­ние уде­ля­лось соб­ст­вен­но эт­но­гра­фич. ма­те­риа­лу. Э. в спе­ци­аль­ном, язы­ко­вед­че­ском, пла­не воз­ни­ка­ет лишь с 1-й четв. 20 в. Ф. Бо­ас и пер­вое по­ко­ле­ние его уче­ни­ков за­ло­жи­ли но­вые тра­ди­ции в амер. лин­гвис­ти­ке, на­ме­тив оп­ре­де­лён­ный круг про­блем и ме­то­дов их ис­сле­до­ва­ния (тер­мин «Э.» в ра­бо­тах амер. учё­ных час­то за­ме­ня­ет­ся тер­ми­на­ми «ан­тро­по­лин­гви­сти­ка», «эт­но­се­ман­ти­ка» и др.). Од­ной из глав­ных бы­ла про­бле­ма ге­не­тич. род­ст­ва язы­ков амер. ин­дей­цев (см. Ин­дей­ские язы­ки). Пер­вые по­пыт­ки клас­си­фи­ка­ции этих язы­ков, ос­но­ван­ные на ту­ман­ных кри­те­ри­ях оцен­ки их сход­ст­ва, пред­при­ни­ма­лись в кон. 19 в. В даль­ней­шем для клас­си­фи­ка­ции язы­ков амер. ин­дей­цев ис­поль­зо­ва­лись стро­го на­уч. ме­то­ды: срав­нит.-ис­то­рич. (Э. Се­пир, С. Лэм), глот­то­хро­но­ло­гии (М. Сво­деш), ис­то­ри­ко-ти­по­ло­гич. и аре­аль­ный (К. Хейл, Ч. Ф. Вёг­лин, Дж. Л. Трей­джер). Боль­шое ме­сто в Э. за­ни­ма­ет изу­че­ние взаи­мо­влия­ния кон­так­ти­рую­щих с язы­ка­ми ин­дей­цев ин­до­ев­ро­пей­ских язы­ков (англ., исп., франц.), в ос­нов­ном – влия­ния вто­рых на пер­вые, а так­же про­блем би­лин­гвиз­ма и мно­го­язы­чия, влия­ния со­цио­куль­тур­ных фак­то­ров на раз­ви­тие язы­ка (Д. X. Хаймз, Х. Хой­ер, Г. М. Хёниг­свальд и др.).

Из­на­чаль­но в сфе­ру ин­те­ре­сов Э. вхо­дят про­бле­мы се­ман­ти­ки. Ф. Бо­ас ис­сле­до­вал се­ман­ти­ку грам­ма­ти­че­ских ка­те­го­рий (1915), Э. Се­пир – ано­маль­ные ти­пы ре­чи в язы­ке нут­ка (от­но­сит­ся к ва­каш­ским язы­кам; 1915), зву­ко­сим­во­лизм (1929), по­ня­тий­ные по­ля (см. По­ня­тий­ные ка­те­го­рии; 1930). В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. поя­ви­лись ра­бо­ты вто­ро­го по­ко­ле­ния уче­ни­ков Боа­са: Х. Хой­е­ра (язы­ки апа­чей, яз. ин­дей­цев тон­ка­ва), Б. Л. Уор­фа [яз. хо­пи (от­но­сит­ся к юто-ас­тек­ским язы­кам)], Дж. Л. Трей­дже­ра (ин­дей­ский яз. та­ос) и др. Скла­ды­вав­шая­ся в этот пе­ри­од де­ск­рип­тив­ная лин­гвис­ти­ка ис­клю­чи­ла се­ман­ти­ку из кру­га лин­гвис­тич. дис­ци­п­лин; воз­ро­ж­де­ние ин­те­ре­са к со­дер­жат. сто­ро­не язы­ка (и тем са­мым к Э.) от­но­сит­ся к нач. 1950-х гг., что в зна­чит. сте­пе­ни бы­ло свя­за­но с ши­ро­ким об­су­ж­де­ни­ем ги­по­те­зы Се­пи­ра – Уор­фа, воз­ник­шей в рам­ках Э. и во­пло­тив­шей в се­бе наи­бо­лее ха­рак­тер­ные осо­бен­но­сти амер. раз­но­вид­но­сти не­огум­больд­ти­ан­ст­ва. В на­уч. прак­ти­ку был вве­дён ком­по­нент­но­го ана­ли­за ме­тод, с по­мощью ко­то­ро­го ис­сле­до­ва­лись груп­пы слов (име­на род­ст­ва, цве­то­обо­зна­че­ния и т. п.), от­ра­жаю­щие со­ци­аль­но-куль­тур­ные осо­бен­но­сти чле­не­ния со­от­вет­ст­вую­щих об­лас­тей вне­язы­ко­вой дей­ст­ви­тель­но­сти в разл. язы­ках. В 1950–70-е гг. ши­ро­ко ис­поль­зо­ва­лись экс­пе­рим. пси­хо­ло­гич. ме­то­ды изу­че­ния эт­но­лин­гвистич. про­блем се­ман­ти­ки (Хой­ер, Ч. Ф. и Ф. М. Вёг­ли­ны). С 1970-х гг. про­во­дят­ся ис­сле­до­ва­ния се­ман­тич. мо­де­лей раз­ных язы­ков, про­блем нар. так­со­но­мии (folk taxonomy), па­ра­лин­гвис­тич. яв­ле­ний и т. п., ста­ви­лись про­бле­мы ис­то­рич. изу­че­ния и ре­кон­ст­рук­ции ду­хов­ной эт­нич. куль­ту­ры на ос­но­ве дан­ных язы­ка (Б. Бер­лин, Х. Конк­лин, М. Ма­ти­от и др.).

Бо­лее ши­ро­кое по­ни­ма­ние пред­ме­та и за­дач Э. спо­соб­ст­во­ва­ло ожив­ле­нию с 1970–80-х гг. ис­сле­до­ва­ний в об­лас­ти фольк­ло­ри­сти­ки, где вы­яв­ля­ют­ся но­вые сто­ро­ны взаи­мо­свя­зей язы­ка и куль­ту­ры. В отеч. нау­ке боль­шой вклад в раз­ра­бот­ку этих про­блем вне­сён Н. И. Тол­стым, В. Н. То­по­ро­вым, С. М. Тол­с­той и др. В рам­ках со­цио­лин­гви­сти­ки, психо­лин­гви­сти­ки, эт­нологии ста­вят­ся так­же за­да­чи опи­са­ния ис­то­рии кон­крет­ных язы­ков (се­мей язы­ков) в тес­ном со­че­та­нии с эт­нич. ис­то­ри­ей их но­си­те­лей; соз­да­ния эт­но­лин­гви­стич. ат­ла­сов (раз­ви­тие эт­но­лин­гво­гео­гра­фии); ис­сле­до­ва­ния в рам­ках про­бле­мы со­от­но­ше­ния язы­ка и куль­ту­ры по­ня­тий­ных кон­стант, ко­то­рые по-раз­но­му про­яв­ля­ют­ся в язы­ке и куль­ту­ре, но об­ла­да­ют од­ной сущ­но­стью (смыс­лом) – по­ня­тия нор­мы и нор­ми­ро­ва­ния, по­ня­тия тер­ри­то­ри­аль­ных и со­ци­аль­ных диа­лек­тов в язы­ке и нар. куль­ту­ре, язы­ко­вой се­мьи и куль­тур­ной груп­пы (се­мьи), пра­язы­ка и пра­куль­ту­ры и т. д.; за­да­чи ис­следо­ва­ния по­гра­нич­ных сфер язы­ко­зна­ния и ми­фо­ло­гии на ос­но­ве еди­но­го взгля­да на эти яв­ле­ния как на се­мио­тич. зна­ко­вые сис­те­мы (см. Се­мио­ти­ка) и др. Не­ко­то­рые учё­ные вы­ска­зы­ва­ли мысль о том, что Э. (как и со­цио­лин­гви­сти­ка) не­от­де­ли­мы от соб­ст­вен­но лин­гвис­ти­ки, по­сколь­ку по­след­няя ис­сле­ду­ет во­про­сы ре­аль­но­го функ­цио­ни­ро­ва­ния язы­ка и его роль в жиз­ни че­ло­ве­ка.

Лит.: Linguistic structures of native America. N. Y., 1946; Уорф Б. Л. Нау­ка и язы­ко­зна­ние. Лин­гвис­ти­ка и ло­ги­ка. От­но­ше­ние норм по­ве­де­ния и мыш­ле­ния к язы­ку // Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1960. Вып. 1; Hymes D. H. Directions in (ethno-)linguistic theory // American Anthropologist. 1964. Special Issue: Transcultural Studies in Cognition; Language in culture and society. A reader in linguistics and anthropology. N. Y. [a. o.], 1964; Хой­ер Г. Ан­тро­по­ло­ги­че­ская лин­гвис­ти­ка // Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1965. Вып. 4; Studies in southwestern ethno­linguistics. Meaning and history in the languages of the American south­west. The Hague; P., 1967; Хаймс Д. Эт­но­гра­фия ре­чи // Но­вое в лин­гвис­ти­ке. М., 1975. Вып. 7; На­цио­наль­ный язык и на­цио­наль­ная куль­ту­ра. М., 1978; Ethnolinguistics: Boas, Sapir and Whorf revisited. The Hague, 1979; Тол­стой Н. И. Не­ко­то­рые про­бле­мы и пер­спек­ти­вы сла­вян­ской и об­щей эт­но­лин­гви­сти­ки // Изв. АН СССР. Сер. ли­те­ра­ту­ры и язы­ка. 1982. Т. 41. № 5; Аре­аль­ные ис­сле­до­ва­ния в язы­ко­зна­нии и эт­но­гра­фии. (Язык и эт­нос). Л., 1983; Эт­ноя­зы­ко­вая и эт­но­куль­тур­ная ис­то­рия Вос­точ­ной Ев­ро­пы. М., 1995.

Вернуться к началу