ЭТНОЛИНГВИ́СТИКА
-
Рубрика: Языкознание
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭТНОЛИНГВИ́СТИКА (от греч. ἔθνος – народ, племя и лингвистика), направление в языкознании, изучающее язык в его отношении к культуре, взаимодействие языковых, этнокультурных и этнопсихологич. факторов в функционировании и эволюции языка. В более широком понимании Э. рассматривается как комплексная дисциплина, исследующая с помощью лингвистич. методов «план содержания» культуры, нар. психологии и мифологии независимо от способов их формального представления (слово, предмет, обряд и т. п.). Начало исследования подобной проблематики в России было положено трудами Ф. И. Буслаева, А. Н. Афанасьева, А. А. Потебни и др.
Как самостоят. направление Э. зародилась в недрах этнологии, получив широкое развитие в языкознании США с 1870-х гг. в связи с интенсивным изучением многочисл. индейских племён Северной, а затем и Центр. Америки. Однако первоначально осн. внимание уделялось собственно этнографич. материалу. Э. в специальном, языковедческом, плане возникает лишь с 1-й четв. 20 в. Ф. Боас и первое поколение его учеников заложили новые традиции в амер. лингвистике, наметив определённый круг проблем и методов их исследования (термин «Э.» в работах амер. учёных часто заменяется терминами «антрополингвистика», «этносемантика» и др.). Одной из главных была проблема генетич. родства языков амер. индейцев (см. Индейские языки). Первые попытки классификации этих языков, основанные на туманных критериях оценки их сходства, предпринимались в кон. 19 в. В дальнейшем для классификации языков амер. индейцев использовались строго науч. методы: сравнит.-историч. (Э. Сепир, С. Лэм), глоттохронологии (М. Сводеш), историко-типологич. и ареальный (К. Хейл, Ч. Ф. Вёглин, Дж. Л. Трейджер). Большое место в Э. занимает изучение взаимовлияния контактирующих с языками индейцев индоевропейских языков (англ., исп., франц.), в основном – влияния вторых на первые, а также проблем билингвизма и многоязычия, влияния социокультурных факторов на развитие языка (Д. X. Хаймз, Х. Хойер, Г. М. Хёнигсвальд и др.).
Изначально в сферу интересов Э. входят проблемы семантики. Ф. Боас исследовал семантику грамматических категорий (1915), Э. Сепир – аномальные типы речи в языке нутка (относится к вакашским языкам; 1915), звукосимволизм (1929), понятийные поля (см. Понятийные категории; 1930). В кон. 1920-х – нач. 1930-х гг. появились работы второго поколения учеников Боаса: Х. Хойера (языки апачей, яз. индейцев тонкава), Б. Л. Уорфа [яз. хопи (относится к юто-астекским языкам)], Дж. Л. Трейджера (индейский яз. таос) и др. Складывавшаяся в этот период дескриптивная лингвистика исключила семантику из круга лингвистич. дисциплин; возрождение интереса к содержат. стороне языка (и тем самым к Э.) относится к нач. 1950-х гг., что в значит. степени было связано с широким обсуждением гипотезы Сепира – Уорфа, возникшей в рамках Э. и воплотившей в себе наиболее характерные особенности амер. разновидности неогумбольдтианства. В науч. практику был введён компонентного анализа метод, с помощью которого исследовались группы слов (имена родства, цветообозначения и т. п.), отражающие социально-культурные особенности членения соответствующих областей внеязыковой действительности в разл. языках. В 1950–70-е гг. широко использовались эксперим. психологич. методы изучения этнолингвистич. проблем семантики (Хойер, Ч. Ф. и Ф. М. Вёглины). С 1970-х гг. проводятся исследования семантич. моделей разных языков, проблем нар. таксономии (folk taxonomy), паралингвистич. явлений и т. п., ставились проблемы историч. изучения и реконструкции духовной этнич. культуры на основе данных языка (Б. Берлин, Х. Конклин, М. Матиот и др.).
Более широкое понимание предмета и задач Э. способствовало оживлению с 1970–80-х гг. исследований в области фольклористики, где выявляются новые стороны взаимосвязей языка и культуры. В отеч. науке большой вклад в разработку этих проблем внесён Н. И. Толстым, В. Н. Топоровым, С. М. Толстой и др. В рамках социолингвистики, психолингвистики, этнологии ставятся также задачи описания истории конкретных языков (семей языков) в тесном сочетании с этнич. историей их носителей; создания этнолингвистич. атласов (развитие этнолингвогеографии); исследования в рамках проблемы соотношения языка и культуры понятийных констант, которые по-разному проявляются в языке и культуре, но обладают одной сущностью (смыслом) – понятия нормы и нормирования, понятия территориальных и социальных диалектов в языке и нар. культуре, языковой семьи и культурной группы (семьи), праязыка и пракультуры и т. д.; задачи исследования пограничных сфер языкознания и мифологии на основе единого взгляда на эти явления как на семиотич. знаковые системы (см. Семиотика) и др. Некоторые учёные высказывали мысль о том, что Э. (как и социолингвистика) неотделимы от собственно лингвистики, поскольку последняя исследует вопросы реального функционирования языка и его роль в жизни человека.