БО́АС ФРАНЦ УРИ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
БО́АС (Boas) Франц Ури (9.7.1858, Минден, Пруссия – 21.12.1942, Нью-Йорк), амер. антрополог. В 1877–81 учился физике, математике и географии в ун-тах Гейдельберга, Бонна и Киля. В 1883–84 исследовал эскимосов в экспедиции на о. Баффинова Земля. В 1885–86 в Берлинском ун-те, ассистент А. Бастиана в Этнографическом музее в Берлине. С 1886 в США: редактор отдела географии журнала «Наука» («Science») (1886–1888), преподаватель антропологии в ун-те Кларка в Вустере (штат Массачусетс) (1888–92), сотрудник Музея естеств. истории в Чикаго (1892–96), отдела этнологии Музея естеств. истории в Нью-Йорке (1896–1905). С 1896 преподавал антропологию в Колумбийском ун-те в Нью-Йорке (в 1899 первым в США получил звание «полного профессора» антропологии). В 1886–1931 вёл полевую работу среди индейцев Брит. Колумбии (квакиютль, тлинкитов, цимшиан и др.) и Юго-Запада США (1919–22); проводил антропологич. и археологич. исследования в Мексике (1912) и Пуэрто-Рико (1915). Был создателем Амер. фольклорного об-ва (1888), «Журнала американского фольклора» («Journal of American Folklore», 1889), одним из основателей (1902) и президентом (1907–08) Амер. антропологич. ассоциации, президентом Нью-Йоркской АН (1910), создателем «Международного журнала американской лингвистики» («International Journal of American Linguistics», 1917), президентом Американского лингвистического общества (1928), Амер. ассоциации содействия развитию науки (1931).
Б., испытавший в молодости влияние господствовавшего в антропологии 19 в. эволюционизма (прежде всего А. Бастиана, Л. Г. Моргана, Э. Б. Тайлора), с 1890-х гг. пришёл к пересмотру его постулатов и стал основателем исторической школы в антропологии. Допуская существование общих (но не однолинейных) законов развития культуры, он отрицал возможность рассмотрения истории культуры человечества как целого, а не как истории отдельных самобытных культур, сложившихся в уникальных историч., социальных и географич. условиях. Б. настаивал на необходимости отказа от свойственного эволюционизму универсалистского и по сути европоцентристского подхода к культурам, отрицал единые критерии культурного прогресса и сам прогресс как поступат. движение от простого к сложному, деление культур на «высокие» и «низкие». Т. о., Б. сформулировал важнейший принцип культурного релятивизма, разделяемый представителями большинства течений в антропологии 20 – нач. 21 вв. В кон. 19 – нач. 20 вв., изучая культурные изменения, возникающие в результате заимствований в пределах небольших географич. ареалов (гл. обр. на материале индейцев Сев. Америки), Б. был близок к диффузионизму. В 1920–30-х гг. отошёл от диффузионизма, рассматривая культуру как целостную систему и уделяя больше внимания внутр. факторам её изменения. Большое значение Б. придавал психологич. факторам (влияние Бастиана), считая, что движущие силы культурной динамики заключены в людях, объединённых в социальные группы, а не в абстрактных культурах; он доказывал, что между мышлением первобытного и совр. человека нет принципиальных различий. Б. считал необходимым избегать любого детерминизма – географического, биологического, психологического, экономического. Благодаря Б. утвердилось наименование «культурная антропология» (к 1919) и антропология превратилась во всеобъемлющую дисциплину, рассматривающую все аспекты существования культуры и человека, и одновременно в метод, который может применяться во множестве смежных областей знания, определился стандартный набор субдисциплин (the four-field approach: физич. антропология, археология, лингвистика и этнография – см. в ст. Антропология). Б. первым превратил полевые исследования в необходимое условие проф. работы антрополога (под влиянием А. Гумбольдта), стал применять статистич. обработку антропологич. данных. В первые десятилетия 20 в. Б. фактически координировал все аспекты антропологич. исследований и преподавания в США, заложил основы амер. прикладной антропологии.
Работы Б. в этнолингвистике (изучение взаимоотношений языка и культуры) связаны с идеей т. н. лингвистич. относительности, согласно которой картина мира в сознании человека зависит не столько от окружающей его реальности, сколько от классификационной сетки, навязываемой ему грамматикой и лексикой родного языка. В дескриптивной лингвистике наследие Б. связано прежде всего с разработкой методов полевого исследования языка и его формального синхронного описания. К Б. (через Р. Якобсона) восходит совр. понимание грамматической категории. Б. принадлежит осн. заслуга в дискредитации мнения о существовании т. н. примитивных языков: он показал, что, хотя грамматич. и лексич. строй языков различаются, все они сложно организованы и позволяют выражать разнообразное содержание в силу единства биологич. основ языковых и мыслительных возможностей людей всех рас и культур.
Б. был учителем А. Л. Крёбера, К. Уисслера, М. Дж. Херсковица, Р. Ф. Бенедикт, М. Мид, Э. Сепира и др.; сильное влияние Б. испытал Л. Блумфилд. Б. был широко известен своими леволиберальными, антирасистскими и антифашистскими убеждениями. В 1938 он создал и возглавил К-т амер. учёных, под антифашистским манифестом которого подписались 1284 учёных. В 1933 книга Б. «Ум первобытного человека» подверглась сожжению в Германии, а его степень доктора Кильского ун-та была аннулирована.