МИД МАРГАРЕТ
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИД (Mead) Маргарет (16.12.1901, Филадельфия – 15.11.1978, Нью-Йорк), амер. антрополог. Из семьи профессора ун-та Пенсильвании. Окончила Колумбийский ун-т (училась вместе с Р. Бенедикт у Ф. Боаса). В 1926–69 работала в Музее естеств. истории в Нью-Йорке (куратор тихоокеанской этнологии). В 1925 в экспедиции на Самоа, в 1928–29 – на о. Манус, в 1931–33 – на Новой Гвинее. В 1944 основала Ин-т межкультурных исследований. С 1954 адъюнкт-проф. (доцент) Колумбийского ун-та. Основала отделения городской антропологии Нью-Йоркского ун-та (1965) и антропологии Фордемского ун-та в Нью-Йорке (1968).
Науч. интересы М. концентрировались вокруг проблемы передачи от поколения к поколению культуры как единого системного целого. Отсюда её внимание к этнопедагогике и этнопсихологии, путям становления психич. и половых поведенческих стереотипов, закономерностям формирования нац. характера. М. уделяла большое внимание типологизации культуры в зависимости от специализир. институтов обучения, соотношения отцовских и материнских ролей в воспитании, характера взаимодействия поколений в педагогич. процессе. В частности, отметила отсутствие переходных кризисных психологич. явлений у подростков Самоа, продемонстрировав тем самым зависимость подросткового возраста от культурно-специфич. условий «врастания» ребёнка в мир взрослых. В 1969 выдвинула концепцию трёх типов передачи культурного наследия: традиц. постфигуративного (предполагающего передачу исключительно от старших поколений к младшим); связанного с промышленной революцией кофигуративного (когда новые достижения возникают и распространяются внутри одного поколения) и приобретающего важное значение с началом информационной революции префигуративного (вновь возникающие знания и опыт могут передаваться от младших к старшим). Разработала своеобразную оптимистич. социальную модель: политич. системой будущего общества должна стать «демократия участия», огромное значение в нём будет иметь опыт детей и стариков. Идеальный человек будущего, по М., своего рода взрослый ребёнок, способный беспредельно радоваться жизни, сохранивший цельность, свежесть восприятия и вместе с тем разносторонне образованный. Взгляды М. на воспитание повлияли на Б. Спока (её личного лечащего врача). В 1960-е гг. много выступала с лекциями, на радио и телевидении по вопросам совр. социальной жизни, семьи, секса и т. д.