Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭТНОПЕДАГО́ГИКА

  • рубрика

    Рубрика: Образование

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 495-496

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: M. H. Кузьмин

ЭТНОПЕДАГО́ГИКА, на­прав­ле­ние в пе­даго­гич. нау­ке, пред­ме­том изу­че­ния ко­то­ро­го яв­ля­ют­ся на­род­ная пе­да­го­ги­ка и на­род­ная куль­ту­ра, тра­диц. прак­ти­ки вос­пи­та­ния и обу­че­ния, ис­то­ри­че­ски сло­жив­шие­ся у разл. эт­но­сов. Сфор­ми­ро­ва­лось во 2-й пол. 20 в. как меж­дис­ци­п­ли­нар­ное, на сты­ке эт­но­ло­гии и пе­да­го­ги­че­ской пси­хо­ло­гии. Тер­мин вве­дён в 1962 Г. Н. Вол­ко­вым. Осн. цель Э. – учёт об­ра­зо­ват. ин­те­ре­сов пред­ста­ви­те­лей отд. эт­нич. групп, ко­то­рые в про­цес­се ин­те­гра­ции в мно­го­на­цио­наль­ном го­су­дар­ст­ве столк­ну­лись с опас­но­стью ут­ра­ты род­но­го язы­ка, са­мо­быт­ной куль­ту­ры, эт­нич. са­мо­соз­на­ния. В оцен­ке Э., её мес­та в сис­те­ме пе­да­го­гич. зна­ния су­ще­ст­ву­ют разл. по­зи­ции. Не­ко­то­рые пе­да­го­ги счи­та­ют за­да­чей Э. изу­че­ние и ис­поль­зо­ва­ние в учеб­ном про­цес­се тра­диц. нар. пред­став­ле­ний о при­ро­де и мес­те че­ло­ве­ка в ней; идеа­лов вос­пи­та­ния и воз­зре­ний на цен­но­сти се­мьи, ро­да, пле­ме­ни, внут­ри­эт­нич. от­но­ше­ний ме­ж­ду стар­ши­ми и млад­ши­ми по­ко­ле­ния­ми, приё­мов и тра­ди­ций вос­пи­тат. воз­дей­ст­вий, в т. ч. об­ря­до­вых и т. п. По­доб­ный под­ход ог­ра­ни­чи­ва­ет Э. сфе­рой се­мей­но­го вос­пи­та­ния и эле­мен­тар­но­го об­ра­зо­ва­ния. Дру­гие, не от­ри­цая важ­но­сти учё­та эт­нич. осо­бен­но­стей в учеб­ном про­цес­се, рас­смат­ри­ва­ют Э. как один из ин­ст­ру­мен­тов по­строе­ния на эт­но­куль­тур­ной ос­но­ве ши­ро­ко­го об­ще­го об­ра­зо­ва­ния, ве­ду­ще­го к ов­ла­де­нию цен­но­стя­ми нац. и ми­ро­вой куль­ту­ры. С раз­ви­ти­ем гражд. об­ще­ст­ва ра­нее ста­тич­ная эт­но­груп­по­вая са­мо­иден­ти­фи­ка­ция ин­ди­ви­да пе­ре­рас­та­ет в ми­ро­ощу­ще­ние, ко­то­рое, не по­ры­вая с эт­ни­че­ским, ста­но­вит­ся бо­лее мно­го­ас­пект­ным и объ­ём­ным.

Про­бле­ма­ти­ка Э. при­об­ре­та­ет ак­ту­аль­ное зна­че­ние не­по­сред­ст­вен­но в сфе­ре нац. по­ли­ти­ки го­су­дар­ст­ва, а так­же в сфе­ре ор­га­ни­за­ции об­ра­зо­ва­ния. Спец. це­лью ста­но­вит­ся со­дей­ст­вие лич­но­сти в по­лу­че­нии об­ра­зо­ва­ния с учё­том как эт­нич. осо­бен­но­стей, так и пер­спек­тив её раз­ви­тия, гражд. и проф. ста­нов­ле­ния в по­ли­эт­нич. со­об­ще­ст­ве. Го­су­дар­ст­во за­ин­те­ре­со­ва­но, что­бы шко­ла бы­ла ин­ст­ру­мен­том не толь­ко об­ра­зо­ва­ния, но и по­ли­тич. кон­со­ли­да­ции эт­ни­че­ски раз­но­род­но­го на­се­ле­ния. Для эт­нич. элит по­доб­ный про­цесс та­ит уг­ро­зу ут­ра­ты по­зи­ций, и отд. пред­ста­ви­те­ли нац. дви­же­ний склон­ны ре­шать об­ра­зо­ват. про­бле­мы в рус­ле са­мо­дос­та­точ­но­сти, вне ис­то­ри­че­ски сло­жив­ше­го­ся об­ществ.-гос. кон­тек­ста или да­же во­пре­ки ему. Для лич­но­сти ос­вое­ние но­вой куль­ту­ры свя­за­но с со­пря­же­ни­ем эт­нич. и об­ще­на­цио­наль­ной иден­тич­но­стей. Эт­нич. иден­ти­фи­ка­ция не­ред­ко мо­жет ре­ду­ци­ро­вать­ся до про­сто­го со­хра­не­ния род­но­го язы­ка и тра­диц. куль­ту­ры, но ак­туа­ли­зи­ру­ется фор­ми­ро­ва­ни­ем об­ще­на­цио­наль­но­го са­мо­соз­на­ния, по­треб­но­сти в зна­нии др. язы­ков и куль­тур.

Исторический очерк

Эт­но­пе­да­го­гич. про­бле­мы фак­ти­че­ски вста­ли пе­ред рос. мас­со­вой шко­лой в 1860–70-е гг. Офиц. по­ли­ти­ка вла­стей бы­ла на­прав­ле­на на дос­ти­же­ние внут­ри­по­ли­тич. ста­би­ли­за­ции че­рез во­вле­че­ние не­рус­ских уча­щих­ся в рус. шко­лы, рас­про­стра­не­ние пра­во­сла­вия, изу­че­ние рус. язы­ка и рус. куль­ту­ры. Эта по­ли­ти­ка про­во­ди­лась и сре­ди на­ро­дов, имев­ших свои тра­диц. кон­фес­сио­наль­ные об­ра­зо­ват. сис­те­мы. Мин-во нар. про­све­ще­ния вве­ло рус. яз. в ча­ст­ных и кон­фес­сио­наль­ных шко­лах с обу­че­ни­ем на род­ном язы­ке. Офиц. под­держ­ку по­лу­чи­ла сис­те­ма обу­че­ния не­рус­ских уча­щих­ся Н. И. Иль­мин­ско­го. Ва­ри­ан­ты пра­ви­тельств. школь­ной по­ли­ти­ки, раз­ли­чав­шие­ся в за­ви­си­мо­сти от ло­яль­но­сти гос­под­ство­вав­ших со­ци­аль­ных сло­ёв по от­но­ше­нию к рос. вла­стям, при­ме­ня­лись в шко­лах При­бал­ти­ки, Цар­ст­ва Поль­ско­го и др. ре­гио­нах. В нач. 20 в. под влия­ни­ем об­ществ.-нац. дви­же­ний уро­ки род­но­го язы­ка вво­ди­лись в гос. учеб­ных за­ве­де­ни­ях. Фак­ти­че­ски в шко­лах рас­про­стра­ни­лись прин­ци­пы куль­тур­но-нац. ав­то­но­мии.

В РСФСР в нач. 1920-х гг. соз­дан тип школ для нац. мень­шинств (при этом к мень­шин­ст­вам от­не­се­ны и эт­но­сы чис­лен­но­стью до не­сколь­ких млн. чел.). К сер. 1930-х гг. т. н. нац. шко­лы ох­ва­ты­ва­ли ок. 90% де­тей отд. эт­но­сов. Ве­лась под­го­тов­ка учи­те­лей, из­да­ва­лись учеб­ни­ки (к 1934 на бо­лее чем 100 язы­ках), соз­да­на пись­мен­ность для 40 ра­нее бес­пись­мен­ных язы­ков и т. п. Но сверх­за­да­чей сис­те­мы этих школ ста­ла идей­но-по­ли­тич. ин­те­гра­ция об­ще­ст­ва. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния в них ори­ен­ти­ро­ва­лось на офиц. идео­ло­гию. В ро­ли транс­ля­то­ра совр. на­уч. зна­ния вы­сту­па­ли толь­ко рус. куль­ту­ра и рус. язык; в 1938 вве­де­но обя­зат. изу­че­ние рус. язы­ка (со 2-го клас­са). На­чал­ся пе­ре­вод ал­фа­ви­тов язы­ков не­рус­ских на­ро­дов на рус. гра­фич. ос­но­ву. Эти ме­ры уси­ли­ли куль­тур­но-ин­те­гра­тив­ные функ­ции шко­лы. Со­глас­но За­ко­ну «Об ук­реп­ле­нии свя­зи шко­лы с жизнью» (1958), начал­ся мас­со­вый пе­ре­вод школ на рус. язык обу­че­ния. С сер. 1970-х гг. од­ной из осо­бен­но­стей все­об­ще­го сред­не­го об­ра­зо­ва­ния мо­ло­дё­жи ста­ло ад­ми­ни­ст­ра­тив­но санк­цио­ни­ро­ван­ное «уг­луб­ле­ние» изу­че­ния рус­ско­го язы­ка как язы­ка меж­на­цио­наль­но­го об­ще­ния на­ро­дов СССР. Пре­по­да­ва­ние на род­ных язы­ках вы­тес­ня­лось не толь­ко со сред­ней, но и с на­чаль­ной сту­пе­ни шко­лы. Рус. яз. стал рас­смат­ри­вать­ся как вто­рой род­ной. До­ми­ни­рую­щим ти­пом для не­рус­ских на­ро­дов ста­ла нац. шко­ла с обу­че­ни­ем на рус. яз. и с пре­по­да­ва­ни­ем род­но­го язы­ка и лит-ры в ка­че­ст­ве обыч­ных учеб­ных пред­ме­тов. Че­рез рус. яз. и куль­ту­ру нац. шко­ла обес­пе­чи­ва­ла пред­ста­ви­те­лям разл. эт­но­сов воз­мож­но­сти со­ци­аль­ной мо­биль­но­сти и са­мо­реа­ли­за­ции. Но эф­фек­тив­ных ме­ха­низ­мов не­про­ти­во­ре­чи­во­го со­пря­же­ния эт­ни­че­ско­го и на­дэт­ни­че­ско­го най­де­но не бы­ло, неск. по­ко­ле­ний бы­ло вос­пи­та­но вне род­но­го язы­ка и нац. куль­ту­ры. Во 2-й пол. 1980-х гг., с на­ча­лом пе­ре­хо­да к де­мо­кра­тич. и пра­во­во­му го­су­дар­ст­ву, ок. 40 рос. эт­но­сов об­ла­да­ли ста­ту­сом гос.-по­ли­тич. субъ­ек­тов. Ре­фор­ми­ро­ва­ние нац. шко­лы осу­ще­ст­в­ля­лось по За­ко­ну об об­ра­зо­ва­нии (1992, 1995), в ко­то­ром ста­ви­лись за­да­чи за­щи­ты и раз­ви­тия нац. куль­тур и обес­пе­че­ния един­ст­ва фе­де­раль­но­го об­ра­зо­ват. и куль­тур­но­го про­странств. Со­дер­жа­ние об­ра­зо­ва­ния струк­ту­ри­ру­ет­ся в со­от­вет­ст­вии с фе­де­раль­ным и нац.-ре­гио­наль­ным ком­по­нен­та­ми гос. об­ра­зо­ват. стан­дар­та. Впер­вые для отеч. школь­ной прак­ти­ки за­кон от­ра­зил ра­вен­ст­во трёх са­мо­сто­ят. субъ­ек­тов, реа­ли­зую­щих свои це­ли в об­ра­зо­ва­нии: ин­ди­ви­да (се­мьи), эт­но­са и го­су­дар­ст­ва. Пред­ла­га­лось неск. кон­цеп­ту­аль­ных про­ек­тов школ для не­рус­ских на­ро­дов Рос­сии. Т. н. ком­по­нент­ная ор­га­ни­за­ция со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния ис­хо­ди­ла из по­ни­ма­ния из­вест­ной ав­то­ном­но­сти «на­цио­наль­ной» со­став­ляю­щей по от­но­ше­нию к «го­су­дар­ст­вен­ной», как не­ко­то­ро­го спец. ин­фор­мац. бло­ка, ох­ва­ты­ваю­ще­го, по­ми­мо род­но­го язы­ка, эт­но­гра­фич. и эт­но­куль­тур­ные зна­ния. Осо­бое вни­ма­ние уде­ля­лось транс­ля­ции ду­хов­ных цен­но­стей род­ной куль­ту­ры, фор­ми­ро­ва­нию нац. ха­рак­те­ра и нац. са­мо­соз­на­ния. Дру­гая – «ор­га­ни­че­ская» – мо­дель трак­то­ва­ла эт­нич. об­ра­зо­ва­ние как от­кры­тую пе­да­го­гич. сис­те­му, вы­во­дя­щую но­си­те­ля тра­диц. род­ной куль­ту­ры к об­ще­рос­сий­ской и ми­ро­вой. Во мно­гих субъ­ек­тах РФ рас­ши­ре­на сфе­ра функ­цио­ни­ро­ва­ния род­но­го язы­ка в до­шко­ль­ных уч­ре­ж­де­ни­ях. В школь­ные про­грам­мы вве­де­ны пред­ме­ты с нац.-куль­тур­ной ори­ен­та­ци­ей, в т. ч. ин­тег­ри­ро­ван­ные кур­сы по ис­то­рии, лит-ре и куль­ту­ре. Эт­нич. шко­ла в РФ пе­ре­жи­ва­ет про­цесс транс­фор­ма­ции из уни­тар­ной по со­дер­жа­нию об­ра­зо­ва­ния в дву­языч­ную и по­ли­куль­тур­ную, с вы­со­ким удель­ным ве­сом в учеб­ном пла­не род­но­го язы­ка и нац. куль­ту­ры, с ши­ро­ки­ми воз­мож­но­стя­ми для фор­ми­ро­ва­ния эт­нич. са­мо­соз­на­ния.

Лит.: Воз­ро­ж­де­ние на­ро­дов Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции и фор­ми­ро­ва­ние на­цио­наль­ных сис­тем об­ра­зо­ва­ния. М., 1992–1993. Вып. 1–3; Ба­цин В. К., Кузь­мин M. H. На­цио­наль­ные про­бле­мы об­ра­зо­ва­ния в Рос­сий­ской Фе­де­ра­ции. М., 1994; Кон­цеп­ция на­цио­наль­ной шко­лы: Це­ли и при­ори­тет со­дер­жа­ния об­ра­зо­ва­ния. М., 1994; Кузь­мин M. H. На­цио­наль­ная шко­ла Рос­сии в кон­тек­сте го­су­дар­ст­вен­ной об­ра­зо­ва­тель­ной и на­цио­наль­ной по­ли­ти­ки. М., 1997; Вол­ков Г. Н. Эт­но­пе­да­го­ги­ка. М., 2000; Не­здем­ков­ская Г. В. Ста­нов­ле­ние эт­но­пе­да­го­ги­ки Рос­сии. М., 2011.

Вернуться к началу