ЭТНОПЕДАГО́ГИКА
-
Рубрика: Образование
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭТНОПЕДАГО́ГИКА, направление в педагогич. науке, предметом изучения которого являются народная педагогика и народная культура, традиц. практики воспитания и обучения, исторически сложившиеся у разл. этносов. Сформировалось во 2-й пол. 20 в. как междисциплинарное, на стыке этнологии и педагогической психологии. Термин введён в 1962 Г. Н. Волковым. Осн. цель Э. – учёт образоват. интересов представителей отд. этнич. групп, которые в процессе интеграции в многонациональном государстве столкнулись с опасностью утраты родного языка, самобытной культуры, этнич. самосознания. В оценке Э., её места в системе педагогич. знания существуют разл. позиции. Некоторые педагоги считают задачей Э. изучение и использование в учебном процессе традиц. нар. представлений о природе и месте человека в ней; идеалов воспитания и воззрений на ценности семьи, рода, племени, внутриэтнич. отношений между старшими и младшими поколениями, приёмов и традиций воспитат. воздействий, в т. ч. обрядовых и т. п. Подобный подход ограничивает Э. сферой семейного воспитания и элементарного образования. Другие, не отрицая важности учёта этнич. особенностей в учебном процессе, рассматривают Э. как один из инструментов построения на этнокультурной основе широкого общего образования, ведущего к овладению ценностями нац. и мировой культуры. С развитием гражд. общества ранее статичная этногрупповая самоидентификация индивида перерастает в мироощущение, которое, не порывая с этническим, становится более многоаспектным и объёмным.
Проблематика Э. приобретает актуальное значение непосредственно в сфере нац. политики государства, а также в сфере организации образования. Спец. целью становится содействие личности в получении образования с учётом как этнич. особенностей, так и перспектив её развития, гражд. и проф. становления в полиэтнич. сообществе. Государство заинтересовано, чтобы школа была инструментом не только образования, но и политич. консолидации этнически разнородного населения. Для этнич. элит подобный процесс таит угрозу утраты позиций, и отд. представители нац. движений склонны решать образоват. проблемы в русле самодостаточности, вне исторически сложившегося обществ.-гос. контекста или даже вопреки ему. Для личности освоение новой культуры связано с сопряжением этнич. и общенациональной идентичностей. Этнич. идентификация нередко может редуцироваться до простого сохранения родного языка и традиц. культуры, но актуализируется формированием общенационального самосознания, потребности в знании др. языков и культур.
Исторический очерк
Этнопедагогич. проблемы фактически встали перед рос. массовой школой в 1860–70-е гг. Офиц. политика властей была направлена на достижение внутриполитич. стабилизации через вовлечение нерусских учащихся в рус. школы, распространение православия, изучение рус. языка и рус. культуры. Эта политика проводилась и среди народов, имевших свои традиц. конфессиональные образоват. системы. Мин-во нар. просвещения ввело рус. яз. в частных и конфессиональных школах с обучением на родном языке. Офиц. поддержку получила система обучения нерусских учащихся Н. И. Ильминского. Варианты правительств. школьной политики, различавшиеся в зависимости от лояльности господствовавших социальных слоёв по отношению к рос. властям, применялись в школах Прибалтики, Царства Польского и др. регионах. В нач. 20 в. под влиянием обществ.-нац. движений уроки родного языка вводились в гос. учебных заведениях. Фактически в школах распространились принципы культурно-нац. автономии.
В РСФСР в нач. 1920-х гг. создан тип школ для нац. меньшинств (при этом к меньшинствам отнесены и этносы численностью до нескольких млн. чел.). К сер. 1930-х гг. т. н. нац. школы охватывали ок. 90% детей отд. этносов. Велась подготовка учителей, издавались учебники (к 1934 на более чем 100 языках), создана письменность для 40 ранее бесписьменных языков и т. п. Но сверхзадачей системы этих школ стала идейно-политич. интеграция общества. Содержание образования в них ориентировалось на офиц. идеологию. В роли транслятора совр. науч. знания выступали только рус. культура и рус. язык; в 1938 введено обязат. изучение рус. языка (со 2-го класса). Начался перевод алфавитов языков нерусских народов на рус. графич. основу. Эти меры усилили культурно-интегративные функции школы. Согласно Закону «Об укреплении связи школы с жизнью» (1958), начался массовый перевод школ на рус. язык обучения. С сер. 1970-х гг. одной из особенностей всеобщего среднего образования молодёжи стало административно санкционированное «углубление» изучения русского языка как языка межнационального общения народов СССР. Преподавание на родных языках вытеснялось не только со средней, но и с начальной ступени школы. Рус. яз. стал рассматриваться как второй родной. Доминирующим типом для нерусских народов стала нац. школа с обучением на рус. яз. и с преподаванием родного языка и лит-ры в качестве обычных учебных предметов. Через рус. яз. и культуру нац. школа обеспечивала представителям разл. этносов возможности социальной мобильности и самореализации. Но эффективных механизмов непротиворечивого сопряжения этнического и надэтнического найдено не было, неск. поколений было воспитано вне родного языка и нац. культуры. Во 2-й пол. 1980-х гг., с началом перехода к демократич. и правовому государству, ок. 40 рос. этносов обладали статусом гос.-политич. субъектов. Реформирование нац. школы осуществлялось по Закону об образовании (1992, 1995), в котором ставились задачи защиты и развития нац. культур и обеспечения единства федерального образоват. и культурного пространств. Содержание образования структурируется в соответствии с федеральным и нац.-региональным компонентами гос. образоват. стандарта. Впервые для отеч. школьной практики закон отразил равенство трёх самостоят. субъектов, реализующих свои цели в образовании: индивида (семьи), этноса и государства. Предлагалось неск. концептуальных проектов школ для нерусских народов России. Т. н. компонентная организация содержания образования исходила из понимания известной автономности «национальной» составляющей по отношению к «государственной», как некоторого спец. информац. блока, охватывающего, помимо родного языка, этнографич. и этнокультурные знания. Особое внимание уделялось трансляции духовных ценностей родной культуры, формированию нац. характера и нац. самосознания. Другая – «органическая» – модель трактовала этнич. образование как открытую педагогич. систему, выводящую носителя традиц. родной культуры к общероссийской и мировой. Во многих субъектах РФ расширена сфера функционирования родного языка в дошкольных учреждениях. В школьные программы введены предметы с нац.-культурной ориентацией, в т. ч. интегрированные курсы по истории, лит-ре и культуре. Этнич. школа в РФ переживает процесс трансформации из унитарной по содержанию образования в двуязычную и поликультурную, с высоким удельным весом в учебном плане родного языка и нац. культуры, с широкими возможностями для формирования этнич. самосознания.