КРЁБЕР АЛФРЕД ЛУИС
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЁБЕР (Kroeber) Алфред Луис (11.6.1876, Хобокен, штат Нью-Джерси – 5.10.1960, Париж), амер. антрополог, чл. Нац. АН. Окончил Колумбийский ун-т (1901), ученик и гл. последователь Ф. Боаса. Защитил диссертацию об индейцах арапахо. Работал во всех областях антропологии: теоретич. антропологии, физич. антропологии, этнографии, археологии, лингвистике. С 1899 изучал индейцев запада США. С 1915 руководил раскопками на юго-западе США, в Мексике и Перу. Куратор антропологии Калифорнийской АН в Сан-Франциско (1900, 1903–11). Основатель (1901, проф. в 1919–46) ф-та антропологии Калифорнийского ун-та (одного из первых в Америке) и Музея антропологии при нём (куратор в 1908–25, директор в 1925–46). Проф. Йельского ун-та (1946). Основатель и президент (1917) Амер. антропологич. ассоциации, президент (1906) Амер. фольклорного об-ва, чл. Американского лингвистического общества (президент в 1940), Амер. этнологич. об-ва, Амер. философского об-ва, Амер. академии искусств и наук.
В центре интересов К. – анализ содержания понятия культура как системообразующего для всего антропологич. знания. Он был последовательным критиком линейного эволюционизма и субстантивированного понимания культуры, полемизируя с Л. А. Уайтом. Следуя В. Вундту, К. считал, что она представляет особую реальность; «суперорганичность» культуры как особой формы жизни людей отличает их от всех др. живых существ. К. вводит деление культуры на «реальную» и «ценностную» («этос»), определяющую поведение индивидов. Одну культуру от другой отличает её конфигурация, специфич. сцепление элементов и особая модель поведения – деятельности, познания (мышления), эмоционального реагирования. В рамках культурных ареалов теории и под влиянием диффузионизма К. использует понятие «культурный ареал» как ограниченное в пространственном и временном отношении культурное целое. Под влиянием идей В. Дильтея К. настаивал на необходимости понимания ценностей всех культур. С этой позицией связано неприятие К. любых форм этноцентризма, а также его борьба против расизма, генетич. детерминизма и биологич. вульгаризации человека и культуры.
Наиболее последовательно система категорий культурной антропологии в единстве ранней истории, физич. антропологии, лингвистики и культурной психологии изложена К. в труде «Антропология» (1923). Свою систему понятий К. применил при изучении конкретных культур. Особое внимание в историч. исследовании культур он уделял фазам развития культур – их рождению, росту, расцвету и угасанию, умиранию; наибольший интерес у него вызывали пики развития культур. Культуры, с которыми связаны крупные историч. события, названы К. цивилизациями («Стиль и цивилизации», 1957). К. принадлежат классич. исследования культурных ареалов индейцев Сев. Америки (особенно индейцев Калифорнии – «Словарь индейцев Калифорнии», 1925; его гл. информантом был Иши – последний выживший индеец из изолированной по языку группы яна и, как считается, последний из калифорнийских индейцев, выросших вне европ. культуры) и традиц. культуры филиппинцев. К. – видный представитель амер. этнолингвистики, изучал индейские языки; им, в частности, совм. с Р. Б. Диксоном, были предложены макросемьи хоканских и пенутийских языков.
Сын К. – Карл (1926–2009), амер. исследователь индейской лит-ры. Дочь – Урсула Ле Гуин (1929–2018), амер. писательница-фантаст.