УА́ЙТ ЛЕСЛИ ЭЛВИН
-
Рубрика: Этнология
-
Скопировать библиографическую ссылку:
УА́ЙТ (White) Лесли Элвин (19.1.1900, Салайда, штат Колорадо – 31.3.1975, Лонг-Пайн, штат Калифорния), амер. антрополог. Д-р философии (1927). Участник 1-й мировой войны (служил в ВМС США). Окончил Колумбийский ун-т (1924), специализировался по психологии. В 1925–27 изучал социологию и антропологию в Чикагском ун-те, проводил полевые исследования среди индейцев меномини, виннебаго и акома-пуэбло. Преподавал антропологию в ун-тах: штата Нью-Йорк в Буффало (1927–30), Мичиганском в Анн-Арборе (1930–70, с 1943 проф., с 1945 глава Деп-та антропологии) и Калифорнийском в Санта-Барбаре (1970–75). Президент Амер. антропологич. ассоциации (1964). В 1929 вступил в Социалистич. рабочую партию, сотрудничал с её партийной газетой под псевд. Джон Стил.
У. – один из основателей неоэволюционизма в культурной антропологии. Резко критиковал креационизм, последовательно отстаивая эволюц. взгляды на происхождение человека и общества (католич. общиной г. Анн-Арбор был объявлен отлучённым от Церкви). В результате переосмысления идей классич. эволюционизма создал концепцию культурной эволюции. Рассматривал культуру как инструмент, с помощью которого человек приспосабливается к природе. Ввёл термин культурология и выделил её как самостоят. науку – сферу знаний, объединяющую философию, историю, социологию, психологию, этнографию, религио- и искусствоведение. Гл. роль в культуре, по его мнению, играют символы. Культура для У. – это интегрированная система, осн. подсистемами которой являются технологическая, социальная и идеологич. системы, функционирующие в символич. контексте. Технологич. система первична, она обеспечивает адаптацию человека к окружающей среде. Разработал энергетич. концепцию культурной эволюции, согласно которой уровень развития определяется видом и количеством используемой энергии (мускульная сила человека, солнечная, паровая, атомная энергия); выделил в культурной эволюции аграрную, топливную и термоядерную «энергетич. революции». Проводил строгое различие между необходимостью и случайностью (эволюцией и конкретными историч. событиями), а историю разделял на универсальную и локальную.