КРЕАЦИОНИ́ЗМ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
КРЕАЦИОНИ́ЗМ (от лат. creatio – творение), религ. и филос. учение о творении мира и человека Богом. Предпосылки для формирования К. возникли в процессе развития космогонич. мифов благодаря терминологич. фиксации отличия акта творения от др. действий божества (биологич. порождения, ремесленного изготовления, борьбы и т. п.), выступающих в качестве факторов космогонич. процесса. В латентной форме креационистские элементы присутствуют уже в архаич. мифологиях Древнего Востока (др.-егип., шумерской, ассиро-вавилонской), однако наиболее явно тенденция к К. проявилась в Священном Писании евреев. Как своеобразный тип онтологии, К. выработался гл. обр. в рамках ветхозаветной и новозаветной традиций, первоначально – в ходе позднеантичной рецепции библейского повествования (в особенности в кн. Бытие и в Евангелии от Иоанна) о Сотворении мира. Представления о творении были также своеобразно переработаны в арабо-мусульм. традиции, сформулировавшей свою версию креационизма.
Христианский К. получил развёрнутую формулировку в период патристики – сначала в рамках библейской экзегезы, а затем в ходе разработки осн. принципов христианского систематич. богословия. Понятийные средства для такой формулировки были выработаны на греч. яз. в сочинениях Филона Александрийского, Климента Александрийского, Оригена и каппадокийских отцов, на латыни – прежде всего в творениях блж. Августина, установившего в качестве первичного онтологич. различения вечного и неизменяемого Творца и временной и изменчивой твари, а также в сочинениях Иоанна Скота Эриугены, различавшего такие виды сущностей, как «творящее и несотворённое», «творящее и сотворённое», «нетворящее и сотворённое». Понятие К. нашло отражение в Символах веры, содержащих определение единого Бога как Творца.
В период становления в качестве учения К. противостоял как разл. версиям неоплатонич. теории эманации, так и натуралистич. представлениям о формообразовании и упорядочении вечно сущей материи (см. Форма и материя). В ходе дискуссий вокруг понятия творения выявилось логич. затруднение – с одной стороны, творение должно мыслиться как акт, с др. стороны, его нельзя определить как событие во времени, – которое по-разному решалось разл. философами и богословами. Терминологич. оформление К. получил в ср.-век. схоластике. В «Сентенциях» Петра Ломбардского впервые было закреплено строгое различие между «creare» («из ничего делать нечто») и «facere» («создавать из имеющегося материала»). Опираясь на него, Фома Аквинский обосновал отличие творения (creatio) от возникновения (generatio) с помощью аристотелевских понятий возможности и действительности. По мысли Фомы, generatio – это осуществление наличной возможности, creatio представляет собой чистый акт, которому никакая возможность не предшествует; поэтому первое может происходить постепенно, а второе мыслимо только как неделимое и абсолютно простое.
Различение творения и возникновения сыграло ключевую роль в теологич. и филос. дискуссиях о происхождении души: в противоположность традуционизму, согласно которому душа вместе с телом передаётся человеку от родителей, К. утверждает, что она сотворяется Богом и соединяется с телом младенца.
В рационалистич. философии Нового времени К. стал постепенно принимать всё более ограниченные формы, от концепции Р. Декарта о вечном творении до разл. версий деизма.
Креационизм в биологии
Концепция постоянства видов, рассматривающая многообразие органич. мира как результат Божественного творения. Сформировалась в кон. 18 – нач. 19 вв. в связи с переходом к систематич. изучению морфологии, физиологии, индивидуального развития и размножения организмов, постепенно вытеснившему представления трансформизма о внезапных превращениях видов и возникновении организмов в результате случайного сочетания отд. органов (Эмпедокл, Лукреций, Альберт Великий и др.). Сторонники идеи постоянства видов (П. С. Паллас) доказывали, что виды реально существуют, что они дискретны и устойчивы, а диапазон их изменчивости имеет строгие пределы. К. Линней утверждал, что видов столько, сколько их было создано во время творения мира. Смену флор и фаун в палеонтологич. летописи Ж. Кювье объяснял теорией катастроф, которая в трудах его последователей (Ж. Л. Р. Агассиса, А. Д’Орбиньи и др.) привела к постулированию десятков периодов полного обновления органич. мира Земли. Многократные акты творения отд. видов признавал Ч. Лайель. Благодаря широкому и быстрому признанию идеи эволюции под влиянием дарвинизма, число приверженцев К. в биологии уже в сер. 1860-х гг. сильно сократилось, однако идеи К. активно обсуждались в филос. и религ. доктринах. Неоднократно предпринимались попытки соединить идею эволюции с представлением о Боге как её изначальной причине и конечной цели (Н. Я. Данилевский, П. Тейяр де Шарден и др.). Начиная с 1960-х гг. в США, а затем в Зап. Европе сформировалось движение «науч. креационизма», возникли многочисл. общества и академии, отстаивавшие тезис, что естествознание полностью подтверждает достоверность библейского повествования о сотворении Вселенной и человека, а теория эволюции – лишь одно из возможных объяснений развития органич. мира. Большинство биологов, исходя из реальности эволюции в целом и естественного отбора в частности, отвергают «теорию разумного творения» и считают, что доказательства «науч. креационизма» строятся на неправильном понимании совр. теории эволюции.