Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЭМПЕДО́КЛ ИЗ АКРАГАНТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 35. Москва, 2017, стр. 373

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ЭМПЕДО́КЛ из Ак­ра­ган­та (Ἐμπεδοκλῆς Ἀκραγαντῖνος, Empedocles Agrigenti­nus) (ок. 490 – ок. 430 до н. э.), др.-греч. фи­ло­соф и по­эт. В мо­ло­до­сти был чле­ном пи­фа­го­рей­ско­го сою­за, от­ку­да яко­бы был из­гнан за раз­гла­ше­ние тай­ных уче­ний Пи­фа­го­ра. В род­ном го­ро­де Ак­ра­гант (ны­не Аг­рид­жен­то на Си­ци­лии) был ли­де­ром де­мо­кра­тич. пар­тии и при­ни­мал ак­тив­ное уча­стие в по­ли­тич. борь­бе. Ос­та­ёт­ся не­яс­ным, был ли он так­же прак­ти­кую­щим вра­чом или ско­рее ха­риз­ма­тич. «це­ли­те­лем» и гу­ру, ка­ким он сам се­бя изо­бра­жа­ет в не­ко­то­рых фраг­мен­тах. Ав­тор фи­лос. по­эм «О при­ро­де» («Περὶ φύσεως») и «Очи­ще­ния» («Καθαρμοί»), от ко­то­рых со­хра­ни­лись толь­ко фраг­мен­ты (ци­та­ты у позд­ней­ших ав­то­ров) и док­со­гра­фич. сви­де­тель­ст­ва (в по­след­ние де­ся­ти­ле­тия вы­ска­зы­ва­лись пред­по­ло­же­ния, что речь идёт об од­ной боль­шой по­эме, а не о двух). Не­смот­ря на не­ко­то­рые об­щие те­мы (в обе­их по­эмах ми­ром пра­вят две кон­флик­тую­щие си­лы Люб­ви и Вра­ж­ды), две по­эмы сти­ли­сти­че­ски раз­ли­ча­ют­ся: «О при­ро­де» – ди­дак­тич. по­эма, ад­ре­со­ванная к мо­ло­до­му уче­ни­ку Пав­са­нию, «Очи­ще­ния» – ав­то­био­гра­фич. рас­сказ от пер­во­го ли­ца о стран­ст­ви­ях греш­ной ду­ши с по­кая­ни­ем.

Фи­ло­со­фия Э. – по­пыт­ка син­те­зи­ро­ва­ния двух труд­но при­ми­ри­мых тра­ди­ций: ио­ний­ской фи­зи­ки и кос­мо­ло­гии (ос­но­ван­ной на на­ту­ра­ли­стич. мо­низ­ме), с од­ной сто­ро­ны, и пи­фа­го­рей­ско­го дуа­лиз­ма те­ла и ду­ши с уче­ни­ем о ре­ин­кар­на­ции бо­жест­вен­но­го «де­мо­на» – с дру­гой. Фраг­мен­ты «О при­ро­де» со­дер­жат этио­ло­гич. объ­яс­не­ние яв­ле­ний при­ро­ды, во фраг­мен­тах «Очи­ще­ний» пре­об­ла­да­ет ре­ли­ги­оз­ная, эс­ха­то­ло­гич. и этич. про­бле­ма­ти­ка. В по­эме «О при­ро­де» Э. при­зна­ёт «че­ты­ре кор­ня» всех ве­щей (в тер­ми­но­ло­гии Ари­сто­те­ля и док­со­гра­фии – «че­ты­ре эле­мен­та»): огонь, воз­дух, во­да и зем­ля. Ка­ж­дый эле­мент пред­став­ля­ет со­бой не­воз­ник­шую и не­унич­то­жи­мую суб­стан­цию, ко­то­рая не под­вер­же­на ни­ка­ко­му ка­че­ст­вен­но­му из­ме­не­нию: ни один эле­мент не мо­жет пре­вра­щать­ся в дру­гие, а мо­жет толь­ко сме­ши­вать­ся с ни­ми. Эту ме­ха­ни­стич. тео­рию ма­те­рии как «сме­си», а всех про­цес­сов из­ме­не­ния как «раз­де­ле­ния» и «со­еди­не­ния» Э. за­им­ст­во­вал у ио­ний­цев (Анак­си­мандр). Но в от­ли­чие от пред­ста­ви­те­лей ми­лет­ской шко­лы, счи­тав­ших пер­во­здан­ную «при­ро­ду» са­мо­дви­жу­щей­ся, Э. под влия­ни­ем пи­фа­го­рей­ско­го дуа­лиз­ма при­зна­ёт су­ще­ст­во­ва­ние двух бес­плот­ных дви­жу­щих сил: Люб­ви (она же Гар­мо­ния и Аф­ро­ди­та) и Вра­ж­ды. Че­ты­ре кор­ня ал­ле­го­ри­че­ски ото­жде­ст­в­ля­ют­ся с бо­га­ми тра­диц. по­этич. ми­фо­ло­гии: Зевс= огонь, Ай­до­ней (Аид)= воз­дух, Не­сти­да (ме­ст­ная реч­ная бо­ги­ня)= во­да, Ге­ра= зем­ля. Они об­ра­зу­ют две суп­ру­же­ские па­ры: Зевс с Ге­рой и Не­сти­да с Ай­до­не­ем.

Кос­мо­го­ния Э., при­мы­кая к тра­ди­ции Анак­си­ман­д­ра и Ге­рак­ли­та, стро­ит­ся как бес­ко­неч­ное че­ре­до­ва­ние гос­под­ства «люб­ви» и гос­под­ства «вра­ж­ды». Отд. кос­мо­го­нич. цикл име­ет 4 фа­зы: 1) эпо­ха «люб­ви» – все эле­мен­ты сли­ты во­еди­но, об­ра­зуя ка­че­ст­вен­но не­диф­фе­рен­ци­ро­ван­ный не­под­виж­ный «шар»; 2) «вра­ж­да» про­ни­ка­ет в «шар» и вы­тес­ня­ет «лю­бовь», разъ­е­ди­няя раз­но­род­ные эле­мен­ты и со­еди­няя од­но­род­ные; 3) «лю­бовь» воз­вра­ща­ет­ся, по­сте­пен­но со­еди­няя раз­но­род­ные эле­мен­ты и разъ­е­ди­няя од­но­род­ные; 4) (зоо­го­ни­че­ская) фа­за в свою оче­редь рас­па­да­ет­ся на 4 сту­пе­ни: а) отд. чле­ны, не спо­соб­ные со­еди­нить­ся в ор­га­низм; б) не­удач­ные со­еди­не­ния чле­нов – мон­ст­ры; в) би­сек­су­аль­ные су­ще­ст­ва, не спо­соб­ные к по­ло­во­му раз­мно­же­нию (ис­поль­зо­ва­но в пла­то­нов­ском ми­фе об Ан­д­ро­ги­не в «Пи­ре»); г) пол­но­цен­ные жи­вот­ные с по­ло­вой диф­фе­рен­циа­ци­ей. Ка­ж­дая но­вая сту­пень «вы­рас­та­ет из зем­ли».

На­ря­ду с тео­ри­ей «че­ты­рёх эле­мен­тов», ко­то­рая бла­го­да­ря её вос­при­ятию Ари­сто­те­лем ос­та­ва­лась фун­да­мен­том ев­роп. фи­зи­ки до 17 в., боль­шое влия­ние (в т. ч. на Пла­то­на, Ари­сто­те­ля, Эпи­ку­ра, ато­ми­стов) ока­за­ла тео­рия ощу­ще­ний Э. (для не­го са­мо­го быв­шая од­но­вре­мен­но и тео­ри­ей по­зна­ния, по­сколь­ку, по сви­де­тель­ст­ву Тео­фра­ста, он не раз­ли­чал чув­ст­вен­ное вос­при­ятие и ин­теллект). Со­глас­но этой тео­рии, от вос­при­ни­мае­мо­го объ­ек­та не­пре­рыв­но от­де­ля­ют­ся ма­те­ри­аль­ные «ис­те­че­ния», про­ни­каю­щие в «по­ры» ор­га­нов чувств. Тео­рия «пор и ис­те­че­ний» име­ла у Э. уни­вер­саль­ный ха­рак­тер, объ­яс­няя так­же фи­зич. и фи­зио­ло­гич. про­цес­сы. Суб­стра­том соз­на­ния Э. счи­тал кровь.

В «Очи­ще­ни­ях» из­ла­га­лось ор­фи­ко-пи­фа­го­рей­ское уче­ние о гре­хо­па­де­нии ду­ши, её пе­ре­во­пло­ще­нии в те­ла рас­те­ний, жи­вот­ных и лю­дей как на­ка­за­нии и ос­во­бо­ж­де­нии от «кру­га ро­ж­де­ний» по­сле очи­ще­ния от сквер­ны (см. Ор­физм). Га­лен счи­тал Э. ос­но­ва­те­лем си­ци­лий­ской мед. шко­лы; как учи­тель Гор­гия он сто­ит у ис­то­ков греч. ри­то­ри­ки. Рев­но­ст­ным по­чи­та­те­лем Э. в древ­но­сти был под­ра­жав­ший ему Лук­ре­ций, в Но­вое вре­мя – пред­ста­ви­те­ли ро­ман­тиз­ма (осо­бен­но Ф. Гёль­дер­лин).

Изд.: Bollack J. Empédocle. P., 1965–1969. Vol. 1–3; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Из­да­тель А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1. С. 330–414; Empedocles: The extant fragments / Ed. M. R. Wright. 2nd ed. Indianapolis, 1995; Martin A., Primavesi O. L’Empédocle de Strasbourg. B.; N. Y., 1999.

Лит.: O’Brien D. Empedocles’ cosmic cycle. Camb., 1969; Long A. A. Empedocles’ cosmic cycle in the ’sixties // The Pre-Socratics / Ed. A. P. D. Mourelatos. Garden City, 1974; Яку­ба­нис Г. Эм­пе­докл: Фи­ло­соф, врач и ча­ро­дей. К., 1994; Kingsley P. Ancient philosophy, mystery and magic: Empedocles and Pythagorean tradition. Oxf.; N. Y., 1995; Trépanier S. Empedocles: An interpretation. N. Y., 2004; Primavesi O. Empedocles: Physical and mythi­cal divinity // The Oxford handbook of Presocratic philosophy / Ed. P. Curd, D. W. Graham. Oxf., 2005; idem. Empedokles Phy­si­ka I: Eine Rekonstruktion des zentralen Gedan­kengangs. B.; N. Y., 2008.

Вернуться к началу