ЭМПЕДО́КЛ ИЗ АКРАГАНТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЭМПЕДО́КЛ из Акраганта (Ἐμπεδοκλῆς ὁ Ἀκραγαντῖνος, Empedocles Agrigentinus) (ок. 490 – ок. 430 до н. э.), др.-греч. философ и поэт. В молодости был членом пифагорейского союза, откуда якобы был изгнан за разглашение тайных учений Пифагора. В родном городе Акрагант (ныне Агридженто на Сицилии) был лидером демократич. партии и принимал активное участие в политич. борьбе. Остаётся неясным, был ли он также практикующим врачом или скорее харизматич. «целителем» и гуру, каким он сам себя изображает в некоторых фрагментах. Автор филос. поэм «О природе» («Περὶ φύσεως») и «Очищения» («Καθαρμοί»), от которых сохранились только фрагменты (цитаты у позднейших авторов) и доксографич. свидетельства (в последние десятилетия высказывались предположения, что речь идёт об одной большой поэме, а не о двух). Несмотря на некоторые общие темы (в обеих поэмах миром правят две конфликтующие силы Любви и Вражды), две поэмы стилистически различаются: «О природе» – дидактич. поэма, адресованная к молодому ученику Павсанию, «Очищения» – автобиографич. рассказ от первого лица о странствиях грешной души с покаянием.
Философия Э. – попытка синтезирования двух трудно примиримых традиций: ионийской физики и космологии (основанной на натуралистич. монизме), с одной стороны, и пифагорейского дуализма тела и души с учением о реинкарнации божественного «демона» – с другой. Фрагменты «О природе» содержат этиологич. объяснение явлений природы, во фрагментах «Очищений» преобладает религиозная, эсхатологич. и этич. проблематика. В поэме «О природе» Э. признаёт «четыре корня» всех вещей (в терминологии Аристотеля и доксографии – «четыре элемента»): огонь, воздух, вода и земля. Каждый элемент представляет собой невозникшую и неуничтожимую субстанцию, которая не подвержена никакому качественному изменению: ни один элемент не может превращаться в другие, а может только смешиваться с ними. Эту механистич. теорию материи как «смеси», а всех процессов изменения как «разделения» и «соединения» Э. заимствовал у ионийцев (Анаксимандр). Но в отличие от представителей милетской школы, считавших первозданную «природу» самодвижущейся, Э. под влиянием пифагорейского дуализма признаёт существование двух бесплотных движущих сил: Любви (она же Гармония и Афродита) и Вражды. Четыре корня аллегорически отождествляются с богами традиц. поэтич. мифологии: Зевс= огонь, Айдоней (Аид)= воздух, Нестида (местная речная богиня)= вода, Гера= земля. Они образуют две супружеские пары: Зевс с Герой и Нестида с Айдонеем.
Космогония Э., примыкая к традиции Анаксимандра и Гераклита, строится как бесконечное чередование господства «любви» и господства «вражды». Отд. космогонич. цикл имеет 4 фазы: 1) эпоха «любви» – все элементы слиты воедино, образуя качественно недифференцированный неподвижный «шар»; 2) «вражда» проникает в «шар» и вытесняет «любовь», разъединяя разнородные элементы и соединяя однородные; 3) «любовь» возвращается, постепенно соединяя разнородные элементы и разъединяя однородные; 4) (зоогоническая) фаза в свою очередь распадается на 4 ступени: а) отд. члены, не способные соединиться в организм; б) неудачные соединения членов – монстры; в) бисексуальные существа, не способные к половому размножению (использовано в платоновском мифе об Андрогине в «Пире»); г) полноценные животные с половой дифференциацией. Каждая новая ступень «вырастает из земли».
Наряду с теорией «четырёх элементов», которая благодаря её восприятию Аристотелем оставалась фундаментом европ. физики до 17 в., большое влияние (в т. ч. на Платона, Аристотеля, Эпикура, атомистов) оказала теория ощущений Э. (для него самого бывшая одновременно и теорией познания, поскольку, по свидетельству Теофраста, он не различал чувственное восприятие и интеллект). Согласно этой теории, от воспринимаемого объекта непрерывно отделяются материальные «истечения», проникающие в «поры» органов чувств. Теория «пор и истечений» имела у Э. универсальный характер, объясняя также физич. и физиологич. процессы. Субстратом сознания Э. считал кровь.
В «Очищениях» излагалось орфико-пифагорейское учение о грехопадении души, её перевоплощении в тела растений, животных и людей как наказании и освобождении от «круга рождений» после очищения от скверны (см. Орфизм). Гален считал Э. основателем сицилийской мед. школы; как учитель Горгия он стоит у истоков греч. риторики. Ревностным почитателем Э. в древности был подражавший ему Лукреций, в Новое время – представители романтизма (особенно Ф. Гёльдерлин).