Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ГЁЛЬДЕРЛИН ХЁЛЬДЕРЛИН ФРИДРИХ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 6. Москва, 2006, стр. 514-515

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: C. А. Ромашко
Ф. Гёльдерлин. Портрет работы Ф. К. Химера (фрагмент). 1792. Шиллеровский национальный музей (Марбах).

ГЁЛЬДЕРЛИН, Хёль­дер­лин (Hölderlin) Фрид­рих (Ио­ганн Кри­сти­ан Фрид­рих) (20.3.1770, Лауф­фен-ам-Нек­кар – 7.6.1843, Тю­бин­ген), нем. по­эт, про­за­ик. Изу­чал тео­ло­гию в Тю­бин­ге­не (1788–93) од­но­вре­мен­но с Г. В. Ф. Ге­ге­лем и Ф. В. Шел­лин­гом. В 1794–95 Г. бы­вал в Йе­не, где об­щал­ся с Ф. Шил­ле­ром, слу­шал лек­ции И. Г. Фих­те. Был до­маш­ним учи­те­лем в се­мье франк­фурт­ско­го бан­ки­ра; лю­бовь к его суп­ру­ге Сю­зет­те Гон­тар (вы­ве­ден­ной в про­из­ве­де­ни­ях Г. под име­нем Дио­ти­мы), вы­ну­ж­ден­ный раз­рыв с ней и её ран­няя смерть в 1802 тя­же­ло от­ра­зи­лись на пси­хич. со­стоя­нии Г. В 1806 был по­ме­щён в пси­хи­ат­рич. ле­чеб­ни­цу в Тю­бин­ге­не. С 1807 и до кон­ца жиз­ни на­хо­дил­ся под опе­кой в се­мей­ст­ве по­чи­та­те­ля его твор­че­ст­ва Э. Цим­ме­ра, сто­ля­ра.

В ли­те­ра­ту­ре сво­его вре­ме­ни Г. за­ни­мал сре­дин­ную по­зи­цию ме­ж­ду вей­мар­ским клас­си­циз­мом и йен­ским ро­ман­тиз­мом. Его твор­че­ст­во про­ник­ну­то ду­хом ан­тич­но­сти, од­на­ко, в от­ли­чие от клас­си­ци­стов, Г. уви­дел не толь­ко свет­лую сто­ро­ну ми­фа и ар­хаи­ки, но и их ир­рацио­наль­но-мис­тич., дио­ни­сий­скую со­став­ля­ю­щую (позд­нее ак­цен­ти­ро­ван­ную Ф. Ниц­ше). Об­ра­ще­ние к под­соз­на­тель­ным глу­би­нам че­ло­ве­че­ской пси­хи­ки сбли­жа­ло Г. с ро­ман­тиз­мом и мис­ти­циз­мом нач. 19 в. В ли­ри­ке Г. на­шли вы­ра­же­ние и его лич­ные пе­ре­жи­ва­ния [«Плач Ме­но­на о Дио­ти­ме» («Menons Klagen um Diotima»)], и фи­лос. реф­лек­сия о при­ро­де че­ло­ве­ка [«Пре­ж­де и те­перь» («Ehe­mals und jetzt»), «По­ло­ви­на жиз­ни» («Hälfte des Lebens»)], и ви­зио­нер­ские, про­ро­че­ские кар­ти­ны, ри­сую­щие вос­ста­нов­ле­ние гар­мо­нич. един­ст­ва ми­ра, воз­вра­ще­ние «зо­ло­то­го ве­ка» ан­тич­но­сти [по­эма «Пат­мос» («Patmos», 1802) и др.]. Изо­щрён­ная по­этич. тех­ни­ка Г. пред­став­ля­ет со­бой свое­об­раз­ный сплав клас­сич. тра­ди­ций (ис­поль­зо­ва­ние ан­тич­ных жан­ров, стро­фи­ки и мет­ри­ки) и но­во­ев­ро­пей­ской по­эти­ки [об­ра­ще­ние к воль­но­му ли­рич. сти­ху, осо­бая сти­ли­стич. ус­лож­нён­ность, про­яв­ляю­щая­ся, в ча­ст­но­сти, в не­сов­па­де­нии рит­мич. и син­так­сич. ри­сун­ка фра­зы, осо­бен­но в про­из­ве­де­ни­ях позд­не­го пе­рио­да: по­эма «У ис­то­ков Ду­ная» («Am Quell der Donau», 1801) и др.]. Ро­ман в пись­мах «Ги­пе­ри­он, или От­шель­ник в Гре­ции» («Hyperion oder Der Eremit in Grie­chen­land», Bd 1–2, 1797–99), дей­ст­вие ко­то­ро­го про­ис­хо­дит в фан­тастич. ми­ре идеа­ли­зи­ро­ван­ной Гре­ции, со­че­та­ет тра­ди­ции эпи­сто­ляр­но­го ро­ма­на сен­ти­мен­та­лиз­ма, «ро­ма­на вос­пи­та­ния» и ро­ман­тич. ис­по­ве­даль­ной про­зы. Не­окон­чен­ная сти­хотв. тра­ге­дия «Смерть Эм­пе­док­ла» («Der Tod des Empedokles», 1798–1800, рус. пер. 1931) рас­кры­ва­ет дра­му оди­но­че­ст­ва ге­ни­аль­но ода­рён­ной лич­но­сти. Г. – ав­тор лит.-тео­ре­тич. ра­бот: «О раз­лич­ных ро­дах по­эзии» («Über die verschiedenen Arten zu dichten»), «Сло­во об Илиа­де» («Ein Wort über die Iliade») и др.; пе­ре­во­дов тра­ге­дий Со­фок­ла («Царь Эдип», «Ан­ти­го­на»), ли­ри­ки Пин­да­ра, Вер­ги­лия, Ови­дия, Го­ра­ция. Сти­хо­тво­ре­ние Г. «Песнь судь­бы Ги­пе­рио­на» («Hype­rions Schicksalslied») по­ло­же­но на му­зы­ку И. Брам­сом; к тек­стам Г. об­ра­ща­лись так­же Р. Штра­ус, Б. Брит­тен, П. Хин­де­мит, Д. Ли­ге­ти.

При жиз­ни Г. был оце­нён лишь не­мно­ги­ми (в т. ч. Б. фон Ар­ним, Ф. Шле­ге­лем, К. Брен­та­но). Ин­те­рес к его по­эзии воз­ро­дил­ся на ру­бе­же 19–20 вв., пер­во­на­чаль­но – в кру­гу нем. фи­ло­со­фов (В. Диль­тей, Э. Кас­си­рер, М. Хай­дег­гер, Х. Г. Га­да­мер); твор­че­ст­во Г. ока­за­ло влия­ние на Г. Трак­ля, Р. М. Риль­ке и др. нем. по­этов 20 в.

Соч.: Sämtliche Werke. Fr./M., 1975–2000–. Bd 1–18–; Ги­пе­ри­он. Сти­хи. Пись­ма. М., 1988.

Лит.: Га­да­мер Г. Г. Гёль­дер­лин и ан­тич­ность // Га­да­мер Г. Г. Ак­ту­аль­ность пре­крас­но­го. М., 1991; Цвейг С. Борь­ба с де­мо­ном: Гёль­дер­лин. Клейст. Ниц­ше. М., 1992; Mar­tens G. F. Hölderlin. Reinbek, 1996; Bertaux P. F. Hölderlin: eine Biographie. Fr./M., 2000; Menninghaus W. Hälfte des Lebens: Versuch über Hölderlins Poetik. Fr./M., 2005.

Вернуться к началу