ГЁЛЬДЕРЛИН ХЁЛЬДЕРЛИН ФРИДРИХ
-
Рубрика: Литература
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ГЁЛЬДЕРЛИН, Хёльдерлин (Hölderlin) Фридрих (Иоганн Кристиан Фридрих) (20.3.1770, Лауффен-ам-Неккар – 7.6.1843, Тюбинген), нем. поэт, прозаик. Изучал теологию в Тюбингене (1788–93) одновременно с Г. В. Ф. Гегелем и Ф. В. Шеллингом. В 1794–95 Г. бывал в Йене, где общался с Ф. Шиллером, слушал лекции И. Г. Фихте. Был домашним учителем в семье франкфуртского банкира; любовь к его супруге Сюзетте Гонтар (выведенной в произведениях Г. под именем Диотимы), вынужденный разрыв с ней и её ранняя смерть в 1802 тяжело отразились на психич. состоянии Г. В 1806 был помещён в психиатрич. лечебницу в Тюбингене. С 1807 и до конца жизни находился под опекой в семействе почитателя его творчества Э. Циммера, столяра.
В литературе своего времени Г. занимал срединную позицию между веймарским классицизмом и йенским романтизмом. Его творчество проникнуто духом античности, однако, в отличие от классицистов, Г. увидел не только светлую сторону мифа и архаики, но и их иррационально-мистич., дионисийскую составляющую (позднее акцентированную Ф. Ницше). Обращение к подсознательным глубинам человеческой психики сближало Г. с романтизмом и мистицизмом нач. 19 в. В лирике Г. нашли выражение и его личные переживания [«Плач Менона о Диотиме» («Menons Klagen um Diotima»)], и филос. рефлексия о природе человека [«Прежде и теперь» («Ehemals und jetzt»), «Половина жизни» («Hälfte des Lebens»)], и визионерские, пророческие картины, рисующие восстановление гармонич. единства мира, возвращение «золотого века» античности [поэма «Патмос» («Patmos», 1802) и др.]. Изощрённая поэтич. техника Г. представляет собой своеобразный сплав классич. традиций (использование античных жанров, строфики и метрики) и новоевропейской поэтики [обращение к вольному лирич. стиху, особая стилистич. усложнённость, проявляющаяся, в частности, в несовпадении ритмич. и синтаксич. рисунка фразы, особенно в произведениях позднего периода: поэма «У истоков Дуная» («Am Quell der Donau», 1801) и др.]. Роман в письмах «Гиперион, или Отшельник в Греции» («Hyperion oder Der Eremit in Griechenland», Bd 1–2, 1797–99), действие которого происходит в фантастич. мире идеализированной Греции, сочетает традиции эпистолярного романа сентиментализма, «романа воспитания» и романтич. исповедальной прозы. Неоконченная стихотв. трагедия «Смерть Эмпедокла» («Der Tod des Empedokles», 1798–1800, рус. пер. 1931) раскрывает драму одиночества гениально одарённой личности. Г. – автор лит.-теоретич. работ: «О различных родах поэзии» («Über die verschiedenen Arten zu dichten»), «Слово об Илиаде» («Ein Wort über die Iliade») и др.; переводов трагедий Софокла («Царь Эдип», «Антигона»), лирики Пиндара, Вергилия, Овидия, Горация. Стихотворение Г. «Песнь судьбы Гипериона» («Hyperions Schicksalslied») положено на музыку И. Брамсом; к текстам Г. обращались также Р. Штраус, Б. Бриттен, П. Хиндемит, Д. Лигети.
При жизни Г. был оценён лишь немногими (в т. ч. Б. фон Арним, Ф. Шлегелем, К. Брентано). Интерес к его поэзии возродился на рубеже 19–20 вв., первоначально – в кругу нем. философов (В. Дильтей, Э. Кассирер, М. Хайдеггер, Х. Г. Гадамер); творчество Г. оказало влияние на Г. Тракля, Р. М. Рильке и др. нем. поэтов 20 в.