ПИФАГО́Р ИЗ САМОСА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПИФАГО́Р (Πυθαγόρας) из Самоса (греч. полиса на о. Самос) (ок. 570 – ок. 490 до н. э., согласно Аполлодору), др.-греч. философ, математик и религиозно-нравственный реформатор, основатель пифагореизма. Помимо огромного количества разрозненных свидетельств о жизни и учении П., сохранились 4 позднеантичные биографии: Диогена Лаэртия, «Жизнь Пифагора» Порфирия, «О пифагорейской жизни» Ямвлиха и анонимная «Жизнь Пифагора», законспектированная Фотием. В значит. мере они основаны на биографиях П., принадлежащих Аполлонию Тианскому, Никомаху из Герасы, Неанфу из Кизика, на фантастич. романе Антония Диогена, сочинениях Александра Полигистора и др. и вместе с ними составляют корпус т. н. поздней, или «вторичной», лит-ры о П., которая частично может быть возведена к «первичной» (т. е. основанной непосредственно на устном предании последних пифагорейцев) лит-ре 4 в. до н. э. – перипатетикам Аристоксену, Дикеарху, Гераклиду Понтийскому, сицилийскому историку Тимею, а также к утраченному сочинению Аристотеля о пифагорейцах. Остатки этой «первичной» лит-ры вместе с некоторыми более ранними свидетельствами (Ксенофана, Гераклита, Эмпедокла, Иона из Хиоса, Геродота, Исократа, Платона) образуют ядро наиболее достоверных свидетельств о жизни и учении П.; они собраны в главе «Пифагор» во «Фрагментах досократиков» Г. Дильса – В. Кранца.
П. в юности ездил учиться в Милет, где слушал Анаксимандра (биографич. традиция настаивает также на близости к Ферекиду из Сироса, мистико-аллегорич. космология которого конгениальна П.), и совершил путешествие на Восток (в т. ч. в Египет и Вавилон), где познакомился с др.-вост. математикой и астрономией и изучал негреческие религ.-культовые традиции; ок. 532 под давлением тирании Поликрата переселился в Кротон (Юж. Италия), где основал пифагорейский союз, который представлял собой своеобразное сочетание филос. школы, религ. общины и политич. партии и распространял своё влияние по всей Юж. Италии. В результате антипифагорейского восстания бежал в Метапонт, где и умер.
Подобно Сократу, П. не оставил сочинений (во всяком случае, они не существовали в эпоху Платона и Аристотеля), поэтому точная реконструкция «изначальной» системы П. и её дифференциация от позднейшей традиции затруднительна. С др. стороны, не следует преуменьшать консервативную преемственность пифагорейской «школьной доктрины», которая в своих осн. принципах остаётся неизменной от П. до позднеантичных неопифагорейцев и неоплатоников. Секретность, отсутствие письм. фиксации до Филолая и абсолютный авторитет П. (ср. вошедшие в пословицу αὐτὸς ἔφα – «Сам сказал») в сочетании с требованием приписывать учителю все открытия учеников делают реконструкцию первоначального учения П. одной из самых сложных проблем истории античной философии.
В античной биографич. традиции образ П. раздваивается на духовного лидера, религ. учителя [ранняя легенда о П.-чудотворце, совершившем среди прочих чудес воскресение из мёртвых (катабасис, или нисхождение в Аид, с последующим возвращением), в этом смысле типологически сопоставима с Евангелием], с одной стороны, и создателя точных математич. наук (арифметики, геометрии, музыки, астрономии) – с другой. К П. может восходить пифагорейская таблица противоположностей, где фундам. первоначалами бытия (физического и психического) выступают предел и беспредельное, понимаемые как самобытные нематериальные математич. сущности, а не как атрибуты физич. тел. Надёжно засвидетельствованы в религ.-филос. доктрине П. учение о бессмертии души (псюхе), метемпсихозе в сочетании с «памятью предков» (П. «помнил» свои 4 прежние инкарнации – зачаток платонич. теории анамнесиса) и родстве всех живых существ (ср. культовую реформу – переход на бескровные жертвы); требование «очищения» (катарсис) как высшей этич. цели, которая достигается для тела – через вегетарианство, для души – через познание музыкально-числовой структуры космоса (см. Гармония сфер), символически выражаемой в «тетрактиде» («четверице»), т. е. сумме первых четырёх чисел 1+2+3+4=10, содержащей осн. муз. интервалы: октаву (2:1), квинту (3:2) и кварту (4:3). В математике с именем П. связано систематич. введение доказательств, дедуктивное построение геометрии прямолинейных фигур, создание учения о подобии, построение некоторых правильных многогранников и многоугольников, учение о чётных и нечётных, о простых и составных числах, о пропорциях, об арифметич., геометрич. и гармонич. средних (см. также Пифагора теорема, Пифагоровы числа).
П. явился не только создателем учения о бессмертии души, но и основоположником всей античной идеалистич. метафизики, в русле которой развивались впоследствии учения (помимо пифагорейской школы 5–4 вв.) элейской школы, Платона и позднейшего платонизма.