МИЛЕ́ТСКАЯ ШКО́ЛА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МИЛЕ́ТСКАЯ ШКО́ЛА (6 в. до н. э.), древнейшая греч. научно-филос. школа, её представители – Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Сложилась в Милете, крупнейшем торгово-ремесленном и культурном центре Ионии. М. ш. была преим. естественно-научной и не ставила теоретич. проблем бытия и познания; с неё начинается история европ. науч. космогонии и космологии, физики, географии (и картографии), метеорологии, астрономии, биологии и (возможно) математики. Всё это составляло единую науку «о природе», или «естественную историю», которая описывает и объясняет космос в его эволюционной динамике: от происхождения светил и Земли из правещества до возникновения живых существ (у Анаксимандра). Правещество вечно, бесконечно в пространстве, движение присуще ему «от века», мир порождается из него спонтанно (может быть, посредством космогонич. вихря). «Боги» нар. мифологии отождествляются со стихиями и светилами (Анаксимен) или с «бесчисленными мирами» (Анаксимандр), возникшими из единого правещества, которое само мыслится как высшее и абсолютное «божество» (Аристотель. Физика. 203b13).
Пантеизм М. ш. имел скорее натуралистич. характер (в отличие от гераклитовского). М. ш. впервые отменила мифологич. картину мира, основанную на аксиологизации понятий верх–низ и противопоставлении небесного (божественного) земному (человеческому), и ввела всеобщность физич. законов. Фундаментальным для неё остаётся закон сохранения, или отрицание абсолютного «возникновения» и «уничтожения» («рождения» и «гибели») как антропоморфных категорий. Философия впервые выступает как реформа обыденного языка, вырабатывается первая науч. терминология: Анаксимандр заменяет «рождение» и «гибель» на «соединение» и «разделение», Анаксимен описывает все физич. процессы в терминах «сгущения» и «разрежения». Два осн. типа теории изменения в греч. натурфилософии, сопоставимые с преформацией и эпигенезом: 1) механическое «выделение из смеси» предшествующих качественно различных элементов; 2) качественное превращение одного исходного вещества, – представлены соответственно в теориях Анаксимандра и Анаксимена. Концепция «смеси» Анаксимандра оказала влияние на Анаксагора, Архелая, Эмпедокла, теория Анаксимена была возрождена Диогеном Аполлонийским. К кругу милетских учёных принадлежал также географ и историк Гекатей Милетский, давший рационалистич. толкование мифов. Созданная М. ш. геоцентрич. модель отчасти была преодолена учением Анаксимандра о бесчисленных мирах.