Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ФАЛЕ́С ИЗ МИЛЕТА

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 33. Москва, 2017, стр. 185

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

ФАЛЕ́С (Θαλῆς) из Ми­ле­та (Ио­ния, Ма­лая Азия), др.-греч. фи­ло­соф и учё­ный, ос­но­ва­тель ми­лет­ской шко­лы, один из «се­ми муд­ре­цов». Со­глас­но «Хро­ни­ке» Апол­ло­до­ра, ро­дил­ся ок. 640 до н. э. и про­жил 78 лет (90, по Со­си­кра­ту). По совр. вы­чис­ле­ни­ям, да­та «пред­ска­зан­но­го» Ф. за­тме­ния – 28 мая 585 до н. э. По пре­да­нию, был про­воз­гла­шён «пер­вым муд­ре­цом» на Пи­фий­ских иг­рах в Дель­фах в 582 до н. э. Про­ис­хо­дил из ари­сто­кра­тич. ро­да Фе­ли­дов, был бли­зок к ми­лет­ско­му ти­ра­ну Фра­си­бу­лу и свя­зан с хра­мом Апол­ло­на Ди­дим­ско­го в Ми­ле­те, па­тро­на мор­ской ко­ло­ни­за­ции. Дос­то­вер­ны со­хра­нён­ные тра­ди­ци­ей све­де­ния о пу­те­ше­ст­вии Ф. в Еги­пет и зна­ком­ст­ве с др.-егип. гео­мет­ри­ей и кос­мо­ло­ги­ей. Имя его уже в 5 в. ста­ло на­ри­ца­тель­ным для «муд­ре­ца». Пре­да­ние ри­су­ет его куп­цом и пред­при­ни­ма­те­лем, гид­ро­ин­же­не­ром, тон­ким ди­пло­ма­том и муд­рым по­ли­ти­ком, про­вид­цем, на­ко­нец, сво­его ро­да куль­тур­ным ге­ро­ем греч. нау­ки и фи­ло­со­фии. Ари­сто­тель на­чи­на­ет с Ф. ис­то­рию ме­та­фи­зи­ки, Тео­фраст – фи­зи­ки, Ев­дем – ис­то­рию ас­тро­но­мии и гео­мет­рии. Ге­ро­дот при­пи­сы­ва­ет Ф. про­ект со­да­ния фе­де­раль­но­го греч. го­су­дар­ст­ва для от­по­ра пер­сам. От­де­лить ис­то­рию от ле­ген­ды не все­гда воз­мож­но, письм. со­чи­не­ний Ф. не ос­та­вил.

Ари­сто­тель при­во­дит 4 те­зи­са, ко­то­рые мо­гут вос­хо­дить к уст­но­му уче­нию Ф.: 1) всё про­изош­ло из во­ды, ко­то­рая ис­тол­ко­вы­ва­ет­ся Ари­сто­те­лем как пер­во­на­ча­ло-ар­хе, или ма­те­ри­аль­ная при­чи­на су­ще­го (сам Ф. ско­рее го­во­рил об из­на­чаль­ной «при­ро­де» ве­щей, фю­сис); 2) зем­ля пла­ва­ет по во­де по­доб­но де­ре­ву; 3) «всё пол­но бо­гов» (мн. ч. име­ет ро­до­вое зна­че­ние «бо­же­ст­ва» во­об­ще), или «ду­ша-псю­хе раз­ме­ша­на во Все­лен­ной»; 4) маг­нит (по Гип­пию, так­же ян­тарь) «име­ет ду­шу», т. к. «дви­жет же­ле­зо». В от­ли­чие от Ари­сто­те­ля, док­со­гра­фия рим. вре­ме­ни при­пи­сы­ва­ет Ф. так­же де­ми­ур­гич. прин­цип (ум-нус), офор­мив­ший пер­во­на­чаль­ный вод­ный ха­ос в упо­ря­до­чен­ный мир и «про­ни­зы­ваю­щий» его в ви­де ды­ха­ния-пнев­мы. Это близ­ко ближ­не­во­сточ­ным кос­мо­го­ни­ям и мо­жет быть ге­не­ти­че­ски свя­за­но с др.-егип. фи­ван­ской тео­ло­ги­ей Аму­на (тво­ря­ще­го зем­ной диск из пер­во­быт­но­го океа­на Нун и про­ни­зы­ваю­ще­го весь мир как «жиз­нен­ное ды­ха­ние»), пе­ре­ос­мыс­лен­ной в ду­хе ми­лет­ско­го на­ту­ра­лиз­ма и ра­цио­на­лиз­ма. В ос­но­ве ар­ха­ич. био­морф­ной он­то­ло­гии Ф. ле­жит ото­жде­ст­в­ле­ние «бы­тия» и «жиз­ни»: всё, что есть, жи­вёт; жизнь не­об­хо­ди­мо пред­по­ла­га­ет ды­ха­ние и пи­та­ние; пер­вую функ­цию вы­пол­ня­ет псю­хе (ак­тив­ное на­ча­ло), вто­рую (пас­сив­ную) – во­да. Т. о., «ма­те­рия», в ду­хе ран­них вра­чей-на­тур­фи­ло­со­фов, по­ни­ма­ет­ся не как ма­те­ри­ал для бо­га-твор­ца, а как «пи­ща» или «се­мя» кос­мич. ор­га­низ­ма.

Ф. счи­тал­ся от­цом греч. ма­те­ма­ти­ки и ас­тро­но­мии. Ев­дем при­пи­сы­вал Ф. до­ка­за­тель­ст­во сле­дую­щих тео­рем: 1) диа­метр де­лит круг по­по­лам; 2) у вся­ко­го рав­но­бед­рен­но­го тре­уголь­ни­ка уг­лы у ос­но­ва­ния рав­ны; 3) вер­ти­каль­ные уг­лы рав­ны; 4) ра­вен­ст­во двух тре­уголь­ни­ков, у ко­то­рых од­на сто­ро­на и оба при­ле­гаю­щих к ней уг­ла рав­ны. Ф. при­пи­сы­ва­лось отк­ры­тие «Фи­ни­кий­ской звез­ды», т. е. По­ляр­ной звез­ды в со­звез­дии Ма­лой Мед­ве­ди­цы – бо­лее точ­но­го на­ви­гац. ори­ен­ти­ра для оп­ре­де­ле­ния се­ве­ра, чем Боль­шая Мед­ве­ди­ца.

Ис­точн.: DK I, 67–81; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. под­гот. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989. Ч. 1; Die Milesier: Thales / Hrsg. G. Wöhrle. B., 2009; Schwab A. Thales von Milet in der frühen christlichen Literatur. B., 2012.

Лит.: Ле­бе­дев А. В. Де­ми­ург у Фа­ле­са?: (К ре­кон­ст­рук­ции кос­мо­го­нии Фа­ле­са Ми­лет­ско­го) // Текст: се­ман­ти­ка и струк­ту­ра. М., 1983; Lebedev A. V. Aristarchus of Samos on Thales’ Theory of Eclipses // Apeiron. 1990. Vol. 23. № 2; Panchenko D. Thales and the Origin of Theoretical Reasoning // Confi­gurations. 1993. Vol 1. № 3; O’Grady P. Thales of Miletus: The beginnings of western science and philo­sophy. Aldershot; Burlington, 2002.

Вернуться к началу