ФАЛЕ́С ИЗ МИЛЕТА
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ФАЛЕ́С (Θαλῆς) из Милета (Иония, Малая Азия), др.-греч. философ и учёный, основатель милетской школы, один из «семи мудрецов». Согласно «Хронике» Аполлодора, родился ок. 640 до н. э. и прожил 78 лет (90, по Сосикрату). По совр. вычислениям, дата «предсказанного» Ф. затмения – 28 мая 585 до н. э. По преданию, был провозглашён «первым мудрецом» на Пифийских играх в Дельфах в 582 до н. э. Происходил из аристократич. рода Фелидов, был близок к милетскому тирану Фрасибулу и связан с храмом Аполлона Дидимского в Милете, патрона морской колонизации. Достоверны сохранённые традицией сведения о путешествии Ф. в Египет и знакомстве с др.-егип. геометрией и космологией. Имя его уже в 5 в. стало нарицательным для «мудреца». Предание рисует его купцом и предпринимателем, гидроинженером, тонким дипломатом и мудрым политиком, провидцем, наконец, своего рода культурным героем греч. науки и философии. Аристотель начинает с Ф. историю метафизики, Теофраст – физики, Евдем – историю астрономии и геометрии. Геродот приписывает Ф. проект содания федерального греч. государства для отпора персам. Отделить историю от легенды не всегда возможно, письм. сочинений Ф. не оставил.
Аристотель приводит 4 тезиса, которые могут восходить к устному учению Ф.: 1) всё произошло из воды, которая истолковывается Аристотелем как первоначало-архе, или материальная причина сущего (сам Ф. скорее говорил об изначальной «природе» вещей, фюсис); 2) земля плавает по воде подобно дереву; 3) «всё полно богов» (мн. ч. имеет родовое значение «божества» вообще), или «душа-псюхе размешана во Вселенной»; 4) магнит (по Гиппию, также янтарь) «имеет душу», т. к. «движет железо». В отличие от Аристотеля, доксография рим. времени приписывает Ф. также демиургич. принцип (ум-нус), оформивший первоначальный водный хаос в упорядоченный мир и «пронизывающий» его в виде дыхания-пневмы. Это близко ближневосточным космогониям и может быть генетически связано с др.-егип. фиванской теологией Амуна (творящего земной диск из первобытного океана Нун и пронизывающего весь мир как «жизненное дыхание»), переосмысленной в духе милетского натурализма и рационализма. В основе архаич. биоморфной онтологии Ф. лежит отождествление «бытия» и «жизни»: всё, что есть, живёт; жизнь необходимо предполагает дыхание и питание; первую функцию выполняет псюхе (активное начало), вторую (пассивную) – вода. Т. о., «материя», в духе ранних врачей-натурфилософов, понимается не как материал для бога-творца, а как «пища» или «семя» космич. организма.
Ф. считался отцом греч. математики и астрономии. Евдем приписывал Ф. доказательство следующих теорем: 1) диаметр делит круг пополам; 2) у всякого равнобедренного треугольника углы у основания равны; 3) вертикальные углы равны; 4) равенство двух треугольников, у которых одна сторона и оба прилегающих к ней угла равны. Ф. приписывалось открытие «Финикийской звезды», т. е. Полярной звезды в созвездии Малой Медведицы – более точного навигац. ориентира для определения севера, чем Большая Медведица.