Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

«СЕМЬ МУДРЕЦО́В»

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 29. Москва, 2015, стр. 740

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. В. Лебедев

«СЕМЬ МУДРЕЦО́В», др.-греч. пред­ста­ви­те­ли ран­ней этич. реф­лек­сии, вы­ра­жае­мой в близ­ких к по­сло­ви­цам, крат­ких и, как пра­ви­ло, им­пе­ра­тив­ных «сен­тен­ци­ях» («гно­мах») на те­мы «жи­тей­ской муд­ро­сти», но от­ли­чаю­щих­ся от фольк­лор­ных по­сло­виц под­чёрк­ну­тым ав­тор­ским ха­рак­те­ром, не­фи­гу­ра­тив­но­стью и стрем­ле­ни­ем к от­вле­чён­ным фор­му­ли­ров­кам этич. прин­ци­пов. По-ви­ди­мо­му, уже в 6 в. до н. э. на­зва­ние «С. м.» за­кре­пи­лось за груп­пой ис­то­рич. лиц, гл. обр. по­ли­тич. дея­те­лей кон. 7 – 1-й пол. 6 вв. до н. э. Со­став «С. м.», как и ат­ри­бу­ция отд. из­ре­че­ний в разл. ис­точ­ни­ках варь­и­ру­ет­ся (все­го 17 имён в раз­ных ком­би­на­ци­ях), не­из­мен­ное яд­ро со­став­ля­ют Фа­лес, Би­ант из Прие­ны, Пит­так из Ми­ти­ле­ны, Со­лон. В ка­но­не «С. м.», со­став­лен­ном в 4 в. до н. э. Де­мет­ри­ем Фа­лер­ским (ему при­над­ле­жит са­мый древ­ний из со­хра­нив­ших­ся сб-ков из­ре­че­ний «С. м.»), к ним до­бав­ле­ны Кле­о­бул из Лин­да, Пе­ри­андр из Ко­рин­фа и Хи­лон из Ла­ке­де­мо­на. Об­раз­цы «гном» из со­бра­ния Де­мет­рия Фа­лер­ско­го (ав­тор­ст­во во всех слу­ча­ях ус­лов­но): «ме­ра – луч­ше все­го» (Кле­о­бул), «ни­че­го слиш­ком» (Со­лон), «по­ру­чись – и бе­да тут как тут» (Фа­лес), «что воз­му­ща­ет те­бя в ближ­нем – то­го не де­лай сам» (Пит­так), «боль­шин­ст­во лю­дей – дур­ны» (Би­ант), «на­сла­ж­де­ния смерт­ны, доб­ро­де­те­ли бес­смерт­ны» (Пе­ри­андр). По ле­ген­де, из­вест­ной уже Пла­то­ну («Про­та­гор» 343а), «С. м.», «сой­дясь вме­сте, по­свя­ти­ли Апол­ло­ну Дель­фий­ско­му в ка­че­ст­ве на­чат­ков муд­ро­сти» свои из­ре­че­ния (в т. ч. «По­знай са­мо­го се­бя»), вы­се­чен­ные с тех пор на ко­лон­не Дель­фий­ско­го хра­ма. Франц. ар­хео­ло­ги в 1966 на­шли на раз­ва­ли­нах бе­зы­мян­но­го эл­ли­ни­стич. го­ро­да в Аф­га­ни­ста­не (го­ро­ди­ще Ай-Ха­нум) над­пись (3 в. до н. э.), со­дер­жа­щую спи­сок из 147 из­ре­че­ний «С. м.», яко­бы со­став­лен­ный пе­ри­па­те­ти­ком Кле­ар­хом из Сол и вос­про­из­во­дя­щий дель­фий­ский ка­нон. Позд­нее «встре­ча» и фик­тив­ные бе­се­ды «С. м.» ус­ваи­ва­ют­ся жан­ром фи­лос. сим­по­сия («Пир се­ми муд­ре­цов» Плу­тар­ха). Со­би­ра­ние и ком­мен­ти­ро­ва­ние гном «С. м.» ос­та­ёт­ся по­пу­ляр­ным от эл­ли­ни­сти­че­ской до ви­зан­тий­ской эпо­хи.

Источн.: Diels H. Die Fragmente der Vor­sokratiker / Hrsg. W. Kranz. 11. Aufl. B.; Z., 1964. Bd 1; Snell В. Leben und Meinun­gen der sieben Weisen. 4. Aufl. Münch., 1971; Фраг­мен­ты ран­них гре­че­ских фи­ло­со­фов / Изд. подгот. А. В. Ле­бе­дев. М., 1989.

Лит.: Fehling D. Die sieben Weisen und die frühgriechische Chronologie: eine tradition­s­ges­chichtliche Studie. Bern; N. Y., 1985; Tzi­atzi-Pa­pagianni M. Die Sprüche der sieben Weisen: Zwei byzantinische Sammlungen. Stuttg.; Lpz., 1994; Busine A. Les sept sages de la Grèce an­tique. Transmission et utilisation d’un pat­ri­moine légendaire d’Hérodote а̀ Plutarcque. P., 2002; Дио­ген Ла­эрт­ский. О жиз­ни, уче­ни­ях и из­ре­че­ни­ях зна­ме­ни­тых фи­ло­со­фов / Пер. М. Л. Гас­па­ро­ва. М., 2010.

Вернуться к началу