«СЕМЬ МУДРЕЦО́В»
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
«СЕМЬ МУДРЕЦО́В», др.-греч. представители ранней этич. рефлексии, выражаемой в близких к пословицам, кратких и, как правило, императивных «сентенциях» («гномах») на темы «житейской мудрости», но отличающихся от фольклорных пословиц подчёркнутым авторским характером, нефигуративностью и стремлением к отвлечённым формулировкам этич. принципов. По-видимому, уже в 6 в. до н. э. название «С. м.» закрепилось за группой историч. лиц, гл. обр. политич. деятелей кон. 7 – 1-й пол. 6 вв. до н. э. Состав «С. м.», как и атрибуция отд. изречений в разл. источниках варьируется (всего 17 имён в разных комбинациях), неизменное ядро составляют Фалес, Биант из Приены, Питтак из Митилены, Солон. В каноне «С. м.», составленном в 4 в. до н. э. Деметрием Фалерским (ему принадлежит самый древний из сохранившихся сб-ков изречений «С. м.»), к ним добавлены Клеобул из Линда, Периандр из Коринфа и Хилон из Лакедемона. Образцы «гном» из собрания Деметрия Фалерского (авторство во всех случаях условно): «мера – лучше всего» (Клеобул), «ничего слишком» (Солон), «поручись – и беда тут как тут» (Фалес), «что возмущает тебя в ближнем – того не делай сам» (Питтак), «большинство людей – дурны» (Биант), «наслаждения смертны, добродетели бессмертны» (Периандр). По легенде, известной уже Платону («Протагор» 343а), «С. м.», «сойдясь вместе, посвятили Аполлону Дельфийскому в качестве начатков мудрости» свои изречения (в т. ч. «Познай самого себя»), высеченные с тех пор на колонне Дельфийского храма. Франц. археологи в 1966 нашли на развалинах безымянного эллинистич. города в Афганистане (городище Ай-Ханум) надпись (3 в. до н. э.), содержащую список из 147 изречений «С. м.», якобы составленный перипатетиком Клеархом из Сол и воспроизводящий дельфийский канон. Позднее «встреча» и фиктивные беседы «С. м.» усваиваются жанром филос. симпосия («Пир семи мудрецов» Плутарха). Собирание и комментирование гном «С. м.» остаётся популярным от эллинистической до византийской эпохи.