ТЕОФРА́СТ
-
Рубрика: Философия
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ТЕОФРА́СТ, Феофраст (греч. Θεόφραστος , лат. Theophrastus) из Эреса на о. Лесбос (ок. 371/370 – 287/286 до н. э.), др.-греч. философ и учёный-энциклопедист, крупнейший после Аристотеля представитель перипатетической школы. Ученик и преемник Аристотеля на посту схоларха Ликея. По преданию, наст. имя Тиртам, прозвище Теофраст («обладающий божественной речью») ему дал Аристотель. Учился в Академии Афинской, после смерти Платона сопровождал Аристотеля в его поездке в Троаду, а затем в Македонию. После возвращения Аристотеля в Афины и основания Ликея 12 лет работал вместе с Аристотелем, после его отъезда в Халкиду (323 до н. э.) возглавлял Ликей в течение 36 лет. При Т. в Ликее было 2 тыс. учеников, среди них Деметрий Фалерский, Менандр и врач Эрасистрат. Биография Т., сохранённая Диогеном Лаэртским, включает подлинное завещание Т. и подробный каталог его сочинений (225 по всем областям знания).
От огромного наследия Т. сохранилось немногое. Наибольшую известность и славу «отца ботаники» (К. Линней) Т. принесли сочинения «Исследование о растениях» в 9 книгах (лат. пер. Феодора Газы «Historia plantarum», 1454, изд. 1483, греч. текст с лат. переводом и коммент. Ю. Ц. Скалигера, 1644) и «О причинах растений» в 6 книгах. Знаменитые «Нравственные характеры», проникнутые наблюдательностью и живым описанием типов человеческих характеров (многие из этих типов находят точные параллели в Новой комедии Менандра), стали классич. образцом этого жанра начиная с 17 в. Сохранились небольшой трактат «Метафизика», доксографич. трактат о теориях чувственного восприятия «Об ощущениях», а также ряд малых естественно-науч. трактатов.
Работая в целом в русле методологии Аристотеля, Т. не только развивал теории своего учителя, но в ряде случаев даже пересматривал их (напр., в критике концепции неподвижного перводвигателя). В логике Т. ввёл различие между единичными («определёнными») и частичными («неопределёнными)» утверждениями, в силлогистике описал особый прослептич. силлогизм, несводимый к категорическому; его исследование гипотетич. силлогизма оказало влияние на стоич. логику. В эпистемологии подчёркивал важность аналогии для экстраполяции от известного к неизвестному. Исследуя интеллект и чувственное восприятие, Т. видел в обеих способностях источник недоказуемого и самоочевидного знания (τὸ ἐναργές), чем нейтрализуются скептич. сомнения; связующим звеном между ними выступает воображение (φαντασία). Т. ввёл различие между логич. (рациональным) воображением, связанным с речевым разумом, и сенсорным воображением, производным от чувственного восприятия. В учении о методе Т. допускал множественность объяснений к.-л. явления, предвосхищая этиологич. плюрализм Эпикура. В утраченном трактате «О душе» Т., в отличие от Аристотеля, отказался от жёсткого противопоставления рациональности человека иррациональности животных, признавая признаки разумности в поведении животных. В физике и философии природы Т. пытался ограничить телеологич. объяснение и сгладить аристотелевский дуализм подлунного и надлунного мира, допуская наличие универсальных законов во всей Вселенной как целостной системе.
В многолетнем сотрудничестве Аристотель и Т., по-видимому, поделили между собой изучение живой природы: Аристотель взял на себя зоологич. часть, Т. – ботаническую. Т. исходил при этом из тех же методологич. установок, что и Аристотель: сначала эмпирич. факты, собирание сведений (в «Historia plantarum» упоминаются ок. 500 растений), затем «причинное» объяснение этих фактов. Т. различает осн. классы растений (дерево, кустарник, мелкий кустарник, травы), уделяет внимание строению и морфологии растений, размножению, влиянию окружающей среды, культивированию и географии распространения, а также пищевым и мед. свойствам (9-я кн. – древнейший травник).
В этике Т. принимал аристотелевскую теорию метриопатии и признавал ценностный примат интеллектуальной добродетели «мудрости» (софия) над практич. здравым смыслом (фронесис) и соответственно превосходство созерцат. жизни учёного и философа (уподобляющей его богу) над чисто человеческой деятельной жизнью политика (оппонентом его в Ликее в этом вопросе выступал Дикеарх). Аристотелевские исследования конституций разл. городов-государств Т. дополнил фундаментальным иследованием законов. В утраченном трактате «О благочестии» Т., исходя из «родственной близости» (οἰϰειότης) всех живых существ, выступал против жертвоприношения животных, гл. ритуала др.-греч. религии (впоследствии Порфирий использовал критику Т. как аргумент в пользу вегетарианства). Утраченный доксографич. трактат «О естественно-научных воззрениях» («Περὶ φυσιϰῶν δοξῶν ») содержал проблемно-историч. описание филос. теорий прошлого.
Адаптируя аристотелевскую теорию трагич. катарсиса, Т. отмечал катарсич. (психотерапевтич.) функцию смеха в комедии; эффектом катарсиса, по Т., обладает также музыка. В своей акустич. теории Т. отвергал принятое у пифагорейцев и платоников объяснение высоты звука количественными факторами и утверждал, что различия между высокими и низкими нотами имеют качественную природу.
Сочинения Т. имели многовековое влияние в древности (Цицерон, Сенека, Плиний Старший, Плутарх, Порфирий, комментаторы Аристотеля) и в средние века, в т. ч. на араб. и сир. науку.