ПАТРИ́СТИКА
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПАТРИ́СТИКА (от греч. πατήρ , лат. pater – отец), 1) совокупность богословских идей и доктрин, а также произведений христианской церковной письменности. П. условно разделяется на восточную (греческую; есть памятники православной письменности на сир. и др. вост. языках) и западную (латинскую), существуют также памятники письменности т. н. древних вост. церквей (на коптском, арм., сир. и др. языках). Хронологически П. принято датировать кон. 1–8 вв. (на Западе окончание периода П. иногда относят к 11 в., на Востоке – к кон. 15 в.). Этапы развития: кон. 1 – нач. 4 вв. – апологетика, полемич. изложение истин христианской веры (Иустин Философ, Климент Александрийский, Тертуллиан, Ориген и др.); 4–5 вв. – создание целостного догматич. учения (на Востоке – Василий Великий, Григорий Богослов, Григорий Нисский, Иоанн Златоуст и мн. др., на Западе – Августин и мн. др.); кон. 5–8 вв. – синтез церковного вероучения и Священного Предания (Максим Исповедник, Иоанн Дамаскин и др.). На Западе П. сменилась схоластикой.
2) Богословская дисциплина, то же, что патрология (букв. – наука об отцах), задачей которой является изучение жизни, творений и учения отцов и учителей Церкви, церковных писателей и в целом – древнехристианской лит-ры, а также издание святоотеческих текстов. Как наука совмещает в себе историю, источниковедение, текстологию и богословие.
Термины «П.» и «патрология» впервые вошли в употребление в европ. языках в 17 в. (сначала в протестантской, затем в католич. теологич. лит-ре). Первоначально между ними существовало различие: патрология понималась как историч. наука, рассматривающая учение отцов Церкви и церковных писателей через их личности (учитывая данные общей и церковной истории, биографич. особенности авторов и библиографич. проблематику, связанную с их сочинениями), П. понималась в качестве систематич. науки, представляющей учение отцов и учителей Церкви в систематич. порядке, как «совокупность священных догматов». Со временем это различие утратило значение. При этом в представлении ряда зарубежных учёных (прежде всего протестантских) патрология расширила сферу своего исследования, включив в неё в т. ч. сомнительные и неподлинные с точки зрения авторства, а также еретич. по содержанию тексты, признавая их ценность, наряду с ортодоксальными и подлинными. В этом отношении патрология стала терять свою конфессиональную определённость, «распадаться» на множество индивидуальных представлений и взглядов и ассоциироваться со светской историей христианской лит-ры. В то же время конфессионально ориентированные патрологи стремятся видеть в творениях святых отцов единство ортодоксального учения Церкви как её Священного Предания, основанного на Божественном Откровении, но «раскрытого различными авторами с различной глубиной».
Хотя П. и патрология как науки возникли в Новое время, первые попытки систематич. изложения церковной письменности были сделаны в эпоху христианской древности в сочинениях Евсевия Кесарийского («Церковная история», 1-я пол. 4 в.), Иеронима Блаженного («О знаменитых мужах», ок. 393), Геннадия Марсельского («О знаменитых мужах», ок. 480), Исидора Севильского («О знаменитых мужах», 615–618), Ильдефонса Толедского («О знаменитых мужах», 667), патриарха Константинопольского Фотия («Библиотека», 9 в.) и др. В Новое и Новейшее время видными зарубежными учёными-патрологами, исследователями и издателями святоотеческих текстов признаются в католич. традиции Ж. П. Минь, О. Барденхевер (1851–1935) и др., в протестантской традиции – А. фон Гарнак и др., в православной традиции – Д. Баланос (1877–1959), П. Христу (1917–96), Я. Пеликан (1923–2006), С. Пападопулос (1933–2012), иеромонах Гавриил (Бунге) (р. 1940), Ж. К. Ларше (р. 1949) и др.
Наиболее известными и полными изданиями в 19–21 вв. святых отцов и церковных писателей являются греч. и лат. серии «Патрологии» («Patrologiae cursus completus») Ж. П. Миня, «Христианские источники» («Sources chrétiennes»), «Христианский корпус» («Corpus Christianorum») и др. Тексты, написанные или сохранившиеся на сир., коптском, эфиоп., араб. и др. вост. языках, издаются в сериях: «Восточная патрология» («Patrologia orientalis»), «Корпус восточных христианских писателей» («Corpus scriptorum christianorum orientalium»). П., или патрология, прочно вошли в качестве учебных курсов в программы христианских (в осн. православных и католических) богословских учебных заведений. В области П. ведётся активная науч. деятельность: на Западе существуют междунар. ассоциация и региональные общества, центры, ин-ты П., проводятся междунар. конференции (в Оксфорде, Бостоне и др.), издаётся ряд журналов (наиболее известный и регулярный – «Studia patristica»), имеются электронные ресурсы: б-ки оригинальных текстов [напр., «Thesaurus linguae graecae» (TLG)], электронная б-ка канад. Ун-та Лаваля и т. п.
В России появление и развитие П. как науки связано с изданием ж. «Христианское чтение» (1821–1917, возобновлён в 1990), серии «Творения святых отцов в русском переводе» при Моск. духовной академии и деятельностью таких богословов, учёных-патрологов, как архиеп. Филарет (Гумилевский), свт. Феофан Затворник, К. Д. Попов (1849–1911), А. А. Бронзов (1858–1936/37), В. И. Несмелов, И. В. Попов, Н. И. Сагарда (1870–1942 или 1943), С. М. Зарин (1875–1935), А. И. Сагарда (1883–1950), С. Л. Епифанович (1886–1918) и др. Патрологию как дисциплину в отеч. духовных академиях и семинариях стали преподавать с 1840, где со временем были созданы кафедры патрологии. После Окт. революции 1917 и фактич. уничтожения церковной науки и церковной издательской деятельности патрологич. исследования и издания в России почти полностью прекратились до 1980-х гг. (исключение составляли публикации в ж. «Богословские труды»), но продолжились в рус. эмиграции Л. П. Карсавиным, прот. Г. Флоровским, архим. Киприаном (Керном), архиеп. Василием (Кривошеиным), В. Н. Лосским, прот. И. Мейендорфом. В СССР патрологич. тематики в науч. исследованиях касались историки античной и ср.-век. философии: А. Ф. Лосев, В. В. Соколов (р. 1919), С. С. Аверинцев, Г. Г. Майоров (р. 1941), В. В. Бычков (р. 1942), А. А. Столяров (р. 1953). С кон. 1980-х гг. в России в связи с возрождением церковной жизни началось и возрождение П. как науки трудами церковных учёных, переводчиков и преподавателей православных духовных учебных заведений [К. Е. Скурат (р. 1929), А. И. Сидоров (р. 1944), Д. Е. Афиногенов (р. 1965), митр. Иларион (Алфеев) (р. 1966), А. Г. Дунаев (р. 1967), П. В. Кузенков (р. 1969), А. Р. Фокин (р. 1973) и др.], предпринимаются новые издания переводов святоотеч. текстов, проводятся патрологич. исследования.