Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ПАТРИ́СТИКА

  • рубрика
  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 25. Москва, 2014, стр. 458-459

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: П. К. Доброцветов

ПАТРИ́СТИКА (от греч. πατήρ , лат. pater – отец), 1) со­во­куп­ность бо­го­слов­ских идей и док­трин, а так­же про­из­ве­де­ний хри­сти­ан­ской цер­ков­ной пись­мен­но­сти. П. ус­лов­но раз­де­ля­ет­ся на вос­точ­ную (гре­че­скую; есть па­мят­ни­ки пра­во­слав­ной пись­мен­но­сти на сир. и др. вост. язы­ках) и за­пад­ную (ла­тин­скую), су­ще­ст­ву­ют так­же па­мят­ни­ки письменности т. н. древ­них вост. церк­вей (на копт­ском, арм., сир. и др. язы­ках). Хро­но­ло­ги­че­ски П. при­ня­то да­ти­ро­вать кон. 1–8 вв. (на За­па­де окон­ча­ние пе­рио­да П. ино­гда от­но­сят к 11 в., на Вос­то­ке – к кон. 15 в.). Эта­пы раз­вития: кон. 1 – нач. 4 вв. – апо­ло­ге­ти­ка, по­ле­мич. из­ло­же­ние ис­тин хри­сти­ан­ской ве­ры (Иу­стин Фи­ло­соф, Кли­мент Алек­сан­д­рий­ский, Тер­тул­ли­ан, Ори­ген и др.); 4–5 вв. – соз­да­ние це­ло­ст­но­го дог­ма­тич. уче­ния (на Вос­то­ке – Ва­си­лий Ве­ли­кий, Гри­го­рий Бо­го­слов, Гри­го­рий Нис­ский, Ио­анн Зла­то­уст и мн. др., на За­па­де – Ав­гу­стин и мн. др.); кон. 5–8 вв. – син­тез цер­ков­но­го ве­ро­уче­ния и Свя­щен­но­го Пре­да­ния (Мак­сим Ис­по­вед­ник, Ио­анн Да­ма­скин и др.). На За­па­де П. сме­ни­лась схо­ла­сти­кой.

2) Бо­го­слов­ская дис­ци­п­ли­на, то же, что пат­ро­ло­гия (букв. – нау­ка об от­цах), за­да­чей ко­то­рой яв­ля­ет­ся изу­че­ние жиз­ни, тво­ре­ний и уче­ния от­цов и учи­те­лей Церк­ви, цер­ков­ных пи­са­те­лей и в це­лом – древ­не­хри­сти­ан­ской лит-ры, а так­же из­да­ние свя­то­оте­че­ских тек­стов. Как нау­ка со­вме­ща­ет в се­бе ис­то­рию, ис­точ­ни­ко­ве­де­ние, тек­сто­ло­гию и бо­го­сло­вие.

Тер­ми­ны «П.» и «пат­ро­ло­гия» впер­вые во­шли в упот­реб­ле­ние в ев­роп. язы­ках в 17 в. (сна­ча­ла в про­тес­тант­ской, за­тем в ка­то­лич. тео­ло­гич. лит-ре). Пер­во­на­чаль­но ме­ж­ду ни­ми су­ще­ст­во­ва­ло раз­ли­чие: пат­ро­ло­гия по­ни­ма­лась как ис­то­рич. нау­ка, рас­смат­ри­ваю­щая уче­ние от­цов Церк­ви и цер­ков­ных пи­са­те­лей че­рез их лич­но­сти (учи­ты­вая дан­ные об­щей и цер­ков­ной ис­то­рии, био­гра­фич. осо­бен­но­сти ав­то­ров и биб­лио­гра­фич. про­бле­ма­ти­ку, свя­зан­ную с их со­чи­не­ния­ми), П. по­ни­ма­лась в ка­че­ст­ве сис­те­ма­тич. нау­ки, пред­став­ляю­щей уче­ние от­цов и учи­те­лей Церк­ви в сис­те­ма­тич. по­ряд­ке, как «со­во­куп­ность свя­щен­ных дог­ма­тов». Со вре­ме­нем это раз­ли­чие ут­ра­ти­ло зна­че­ние. При этом в пред­став­ле­нии ря­да за­ру­беж­ных учё­ных (пре­жде все­го про­тес­тант­ских) пат­ро­ло­гия рас­ши­ри­ла сфе­ру сво­его ис­сле­до­ва­ния, вклю­чив в неё в т. ч. со­мни­тель­ные и не­под­лин­ные с точ­ки зре­ния ав­тор­ст­ва, а так­же ере­тич. по со­дер­жа­нию тек­сты, при­зна­вая их цен­ность, на­ря­ду с ор­то­док­саль­ны­ми и под­лин­ны­ми. В этом от­но­ше­нии пат­ро­ло­гия ста­ла те­рять свою кон­фес­сио­наль­ную оп­ре­де­лён­ность, «рас­па­дать­ся» на мно­же­ст­во ин­ди­ви­ду­аль­ных пред­став­ле­ний и взгля­дов и ас­со­ции­ровать­ся со свет­ской ис­то­ри­ей хри­сти­ан­ской лит-ры. В то же вре­мя кон­фес­сио­наль­но ори­ен­ти­ро­ван­ные пат­ро­ло­ги стре­мят­ся ви­деть в тво­ре­ни­ях свя­тых от­цов един­ст­во ор­то­док­саль­но­го уче­ния Церк­ви как её Свя­щен­но­го Пре­да­ния, ос­но­ван­но­го на Бо­же­ст­вен­ном От­кро­ве­нии, но «рас­кры­то­го раз­лич­ны­ми ав­то­ра­ми с раз­лич­ной глу­би­ной».

Хо­тя П. и пат­ро­ло­гия как нау­ки воз­ник­ли в Но­вое вре­мя, пер­вые по­пыт­ки сис­те­ма­тич. из­ло­же­ния цер­ков­ной пись­мен­но­сти бы­ли сде­ла­ны в эпо­ху хри­сти­ан­ской древ­но­сти в со­чи­не­ни­ях Ев­се­вия Ке­са­рий­ско­го («Цер­ков­ная ис­то­рия», 1-я пол. 4 в.), Ие­ро­ни­ма Бла­жен­но­го («О зна­ме­ни­тых му­жах», ок. 393), Ген­на­дия Мар­сель­ско­го («О зна­ме­ни­тых му­жах», ок. 480), Иси­до­ра Се­виль­ско­го («О зна­ме­ни­тых му­жах», 615–618), Иль­де­фон­са То­лед­ско­го («О зна­ме­ни­тых му­жах», 667), пат­ри­ар­ха Кон­стан­ти­но­поль­ско­го Фо­тия («Биб­лио­те­ка», 9 в.) и др. В Но­вое и Но­вей­шее вре­мя вид­ны­ми за­ру­беж­ны­ми учё­ны­ми-пат­ро­ло­га­ми, ис­сле­до­ва­те­ля­ми и из­да­те­ля­ми свя­то­оте­че­ских тек­стов при­зна­ют­ся в ка­то­лич. тра­ди­ции Ж. П. Минь, О. Бар­ден­хе­вер (1851–1935) и др., в про­тес­тант­ской тра­ди­ции – А. фон Гар­нак и др., в пра­во­слав­ной тра­ди­ции – Д. Ба­ла­нос (1877–1959), П. Хри­сту (1917–96), Я. Пе­ли­кан (1923–2006), С. Па­па­до­пу­лос (1933–2012), иеро­мо­нах Гав­ри­ил (Бун­ге) (р. 1940), Ж. К. Лар­ше (р. 1949) и др.

Наи­бо­лее из­вест­ны­ми и пол­ны­ми из­да­ния­ми в 19–21 вв. свя­тых от­цов и цер­ков­ных пи­са­те­лей яв­ля­ют­ся греч. и лат. се­рии «Пат­ро­ло­гии» («Patrologiae cur­sus completus») Ж. П. Ми­ня, «Хри­сти­ан­ские ис­точ­ни­ки» («Sources chrétiennes»), «Хри­сти­ан­ский кор­пус» («Corpus Chri­s­tianorum») и др. Тек­сты, на­пи­сан­ные или со­хра­нив­шие­ся на сир., копт­ском, эфи­оп., араб. и др. вост. язы­ках, из­да­ют­ся в се­ри­ях: «Вос­точ­ная пат­ро­ло­гия» («Patrologia orientalis»), «Кор­пус вос­точ­ных хри­сти­ан­ских пи­са­те­лей» («Cor­pus scriptorum christianorum orientali­um»). П., или пат­ро­ло­гия, проч­но во­шли в ка­че­ст­ве учеб­ных кур­сов в про­грам­мы хри­сти­ан­ских (в осн. пра­во­слав­ных и ка­то­ли­че­ских) бо­го­слов­ских учеб­ных за­ве­де­ний. В об­лас­ти П. ве­дёт­ся ак­тив­ная на­уч. дея­тель­ность: на За­па­де су­ще­ст­ву­ют ме­ж­ду­нар. ас­со­циа­ция и ре­гио­наль­ные об­ще­ст­ва, цен­тры, ин-ты П., про­во­дят­ся ме­ж­ду­нар. кон­фе­рен­ции (в Окс­фор­де, Бос­то­не и др.), из­да­ёт­ся ряд жур­на­лов (наи­бо­лее из­вест­ный и ре­гу­ляр­ный – «Studia patristica»), име­ют­ся элек­трон­ные ре­сур­сы: б-ки ори­ги­наль­ных тек­стов [напр., «Thesaurus linguae graecae» (TLG)], элек­трон­ная б-ка ка­над. Ун-та Ла­ва­ля и т. п.

В Рос­сии по­яв­ле­ние и раз­ви­тие П. как нау­ки свя­за­но с из­да­ни­ем ж. «Хри­сти­ан­ское чте­ние» (1821–1917, во­зоб­нов­лён в 1990), се­рии «Тво­ре­ния свя­тых от­цов в рус­ском пе­ре­во­де» при Моск. ду­хов­ной ака­де­мии и дея­тель­но­стью та­ких бо­го­сло­вов, учё­ных-пат­ро­ло­гов, как ар­хи­еп. Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский), свт. Фео­фан За­твор­ник, К. Д. По­пов (1849–1911), А. А. Брон­зов (1858–1936/37), В. И. Не­сме­лов, И. В. По­пов, Н. И. Са­гар­да (1870–1942 или 1943), С. М. За­рин (1875–1935), А. И. Са­гар­да (1883–1950), С. Л. Епи­фа­но­вич (1886–1918) и др. Пат­ро­ло­гию как дис­ци­п­ли­ну в отеч. ду­хов­ных ака­де­ми­ях и се­ми­на­ри­ях ста­ли пре­по­да­вать с 1840, где со вре­ме­нем бы­ли соз­да­ны ка­фед­ры пат­ро­ло­гии. По­сле Окт. ре­во­лю­ции 1917 и фак­тич. унич­то­же­ния цер­ков­ной нау­ки и цер­ков­ной из­датель­ской дея­тель­но­сти пат­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния и из­да­ния в Рос­сии поч­ти пол­но­стью пре­кра­ти­лись до 1980-х гг. (ис­клю­че­ние со­став­ля­ли пуб­ли­ка­ции в ж. «Бо­го­слов­ские тру­ды»), но про­дол­жи­лись в рус. эмиг­ра­ции Л. П. Кар­са­ви­ным, прот. Г. Фло­ров­ским, ар­хим. Ки­приа­ном (Кер­ном), ар­хи­еп. Ва­си­ли­ем (Кри­во­шеи­ным), В. Н. Лос­ским, прот. И. Мей­ен­дор­фом. В СССР пат­ро­ло­гич. те­ма­ти­ки в на­уч. ис­сле­до­ва­ни­ях ка­са­лись ис­то­ри­ки ан­тич­ной и ср.-век. фи­ло­со­фии: А. Ф. Ло­сев, В. В. Со­ко­лов (р. 1919), С. С. Аве­рин­цев, Г. Г. Май­о­ров (р. 1941), В. В. Быч­ков (р. 1942), А. А. Сто­ля­ров (р. 1953). С кон. 1980-х гг. в Рос­сии в свя­зи с воз­ро­ж­де­ни­ем цер­ков­ной жиз­ни на­ча­лось и воз­ро­ж­де­ние П. как нау­ки тру­да­ми цер­ков­ных учё­ных, пе­ре­во­дчи­ков и пре­по­да­ва­те­лей пра­во­слав­ных ду­хов­ных учеб­ных за­ве­де­ний [К. Е. Ску­рат (р. 1929), А. И. Си­до­ров (р. 1944), Д. Е. Афи­но­ге­нов (р. 1965), митр. Ила­ри­он (Ал­фе­ев) (р. 1966), А. Г. Ду­на­ев (р. 1967), П. В. Ку­зен­ков (р. 1969), А. Р. Фо­кин (р. 1973) и др.], пред­при­ни­ма­ют­ся но­вые из­да­ния пе­ре­во­дов свя­то­отеч. тек­стов, про­во­дят­ся пат­ро­ло­гич. ис­сле­до­ва­ния.

Ис­точн.: Тво­ре­ния свя­тых от­цов в рус­ском пе­ре­во­де. М., 1843–1917. Т. 1–77; Migne PG. T. 1–161; Migne PL. T. 1–221; Corpus scripto­rum ecclesiasticorum latinorum. Vindobonae, 1866–2011–. Т. 1–99–; Corpus scriptorum christia­no­rum orientalium. Louvain, 1903–2014–. Т. 1–657–; Patro­logia orientalis. P., 1907–2014–. Т. 1–235–; Sources chrétiennes. P., 1942–2014–. Т. 1–557–; Corpus Chris­tianorum. Series La­ti­na (Т. 1–194), series Graeca (T. 1–72). Turna­holti, 1954–; Bibliographia Patristica. Interna­tionale patristische Biblio­gra­phie. B., 1956–1990. Bd 1–35; Patristi­sche Texte und Studien. B., 1963–2014–. Bd 1–69–; Биб­лио­те­ка от­цов и учи­те­лей Церк­ви. М., 1995–2004. Т. 1–14; Пол­ное со­б­ра­ние тво­ре­ний свя­тых от­цов Церк­ви и цер­ков­ных пи­са­те­лей в рус­ском пе­ре­во­де. М., 2007. Т. 1–7.

Лит.: Kern С. Les traductions russes des textes patristiques. Guide bibliographique. Cheve­togne, 1957; Studia Patristica. Papers presen­ted at the international conferences of patristic studies. 1957–. Vol. 1–52–; Май­о­ров Г. Г. Фор­ми­ро­ва­ние сред­не­ве­ко­вой фи­ло­со­фии: (Ла­тин­ская пат­ри­сти­ка). М., 1979; Quasten J. Pat­ro­logy. The Beginnings of Patristic literature. Utrecht; Antw., 1986. Vol. 1–4; Быч­ков В. В. Ма­лая ис­то­рия ви­зан­тий­ской эс­те­ти­ки. К., 1991; он же. Aesthetica Patrum. Эс­те­ти­ка от­цов Церк­ви. М., 1995; Ки­при­ан (Керн), ар­хим. Зо­ло­той век свя­то­оте­че­ской пись­мен­но­сти. М., 1995; он же. Пат­ро­ло­гия. К., 2003; Си­до­ров А. И. Курс пат­ро­ло­гии: воз­ник­но­ве­ние цер­ков­ной пись­мен­но­сти. М., 1996; он же. Свя­то­оте­че­ское на­сле­дие и цер­ков­ные древ­но­сти. М., 2011. Т. 2; Фи­ла­рет (Гу­ми­лев­ский), ар­хи­еп. Ис­то­ри­че­ское уче­ние об от­цах Церк­ви. Сер­ги­ев По­сад, 1996; Сто­ля­ров А. А. Пат­ро­ло­гия и пат­ри­сти­ка. М., 2001; По­пов И. В. Пат­ро­ло­гия: Крат­кий курс. М., 2003; Са­гар­да Н. И. Лек­ции по пат­ро­ло­гии I–IV вв. М., 2004; Фо­кин А. Р. Ла­тин­ская пат­ро­ло­гия. М., 2005. Т. 1; Patrology. The Eastern Fathers from the Councils of Chalcedon (451) to John Damas­cus (+750) / Ed. A. Berardino. Camb., 2006.

Вернуться к началу