ПОПО́В ИВАН ВАСИЛЬЕВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ПОПО́В Иван Васильевич [17(29).1.1867, Вязьма – 8.2.1938, Енисейск Красноярского края], рус. богослов, патролог; святой Рус. православной церкви (мч. Иоанн Попов). Сын священника. Окончил Московскую духовную академию (МДА; 1892). С 1893 преподаватель МДА, экстраординарный проф. (с 1898), д-р богословия (1917), ординарный проф. (с 1917); читал курсы по патрологии и нравств. богословию. В 1903–06 ред. ж. «Богословский вестник». Преподавал на историко-филологич. факультете Моск. ун-та (с 1907, приват-доцент по истории патристич. философии и истории догматов); читал факультативный курс «Происхождение современного церковного сознания» (1907–08), философию средних веков (1909–15). Участник Поместного собора Православной рос. церкви 1917–18 (занимался вопросами духовного образования).
Исследования в области психологии, нравств. философии и нравств. богословия П. обобщил в магистерской дис. «Естественный нравственный закон: Психологические основы нравственности» (1897), где показал на основании Священного Писания и творений отцов Церкви, что естеств. нравств. закон (т. е. внутр. побуждение к добру), существующий в человеке, сотворённом по образу и подобию Божию, имеет врождённый характер и составляет неотъемлемую принадлежность человеческой души. Гл. труды П. посвящены вопросам патрологии: многочисл. работы об отцах и учителях Церкви (Афанасии Великом, Макарии Великом, Иоанне Златоусте, Амфилохии Иконийском, Иларии Пиктавийском и др.). В качестве основополагающей идеи и движущей силы восточнохристианского богословия П. особо выделял обожение, которому посвятил спец. работу «Идея обожения в древневосточной Церкви» (1909). В основе этой идеи, по мысли П., лежит жажда физич. обновления человека через общение с Божественной природой. Наиболее фундам. церковно-науч. трудом П. явилась его докторская дис. «Личность и учение блаженного Августина» (1917), доныне остающаяся самой значит. отеч. работой по этой теме.
После закрытия МДА (1919) П. до 1923 преподавал в МГУ на кафедре философии средних веков, которая была преобразована в Филос. исследовательский ин-т. В дек. 1924 арестован и осуждён на 3 года концлагерей по обвинению в сборе сведений о репрессированных епископах и в передаче этих сведений за границу. В 1925–27 отбывал срок в Соловецком лагере особого назначения. Составитель «Памятной записки» соловецких епископов (май 1926), в которой декларировалась несовместимость христианства с марксизмом и в то же время признавалось правомерным отделение Церкви от государства. Впоследствии вновь неоднократно подвергался арестам, последний раз в 1937 (по обвинению в контрреволюц. деятельности). Расстрелян, место захоронения неизвестно. Реабилитирован 28.6.1989. В 2003 причислен к лику святых РПЦ. Память по календарю РПЦ – 26 янв. (8 февр.) и в Соборе новомучеников и исповедников Российских.