Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

АВЕ́РИНЦЕВ СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ

  • рубрика

    Рубрика: Литература

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 1. Москва, 2005, стр. 72

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: Ю. Н. Попов

АВЕ́РИНЦЕВ Сер­гей Сер­гее­вич (10.12.1937, Мо­ск­ва – 21.2.2004, Ве­на; по­хо­ро­нен в Мо­ск­ве), рос. фи­ло­лог, ис­то­рик куль­ту­ры, по­эт, акад. РАН (2003). Окон­чил МГУ (1961). Пе­ча­тал­ся с 1965. Ра­бо­тал в Ин-те тео­рии и исто­рии ис­кусств (1966–69; ны­не Гос. ин-т ис­кус­ст­во­зна­ния), ИМЛИ (1969–92), в 1990-х гг. – в Ин-те выс­ших гу­ма­ни­тар­ных ис­сле­до­ва­ний РГГУ, Ин-те ми­ро­вой куль­ту­ры МГУ. В пе­ри­од пе­рестрой­ки был из­бран де­пу­та­том ВС СССР (1989–91), вхо­дил в Меж­ре­гио­наль­ную де­пу­тат­скую груп­пу. Чи­тал лек­ции по ис­то­рии куль­ту­ры и хри­сти­ан­ст­ва в МГУ, а так­же во мно­гих за­рубеж­ных ун-тах. С 1994 проф. Вен­ского ун-та. Пред. ме­ж­ду­нар. Ман­дель­шта­мов­ско­го об-ва (1991). Ав­тор ра­бот, по­свя­щён­ных позд­не­ан­тич­ной, ран­не­хри­сти­ан­ской, ви­зан­тий­ской, сред­не­ве­ко­вой и но­во­ев­ро­пей­ской куль­ту­ре и ли­те­ра­ту­ре, мно­го­числ. пе­ре­во­дов с др.-греч. (в т. ч. Пла­то­на, трёх си­ноп­ти­че­ских Еван­ге­лий), лат., др.-евр. (кн. Ио­ва, псал­мы), нем. (Ф. Гёль­дер­лин, Г. Гес­се, Г. Тракль, Г. Бенн), франц., поль­ско­го язы­ков. Как ав­тор ду­хов­ной хри­стиан­ской ли­ри­ки стал из­вес­тен с нач. 1990-х гг. Гос. пр. СССР (1990), Гос. пр. РФ (1996).

Ра­бо­ты А., от­ли­чаю­щие­ся эн­цик­ло­педич. ши­ро­той и при­сталь­ным вни­ма­ни­ем к не­по­вто­ри­мо­му ис­то­рич. об­ли­ку куль­тур­ных фе­но­ме­нов, про­ник­ну­ты стрем­ле­ни­ем по­ка­зать «внут­рен­ний склад ушед­шей ду­хов­ной жиз­ни, взя­тый как це­лое» в не­замк­ну­той и про­ти­во­речи­вой ди­на­ми­ке её смы­сло­во­го про­стран­ст­ва, рас­крыть «ми­ро­воз­зрен­че­ский стиль» эпо­хи как вы­ра­же­ние при­су­щей ей жиз­нен­ной ус­та­нов­ки. Те­ма­ти­ка его тру­дов так или ина­че свя­за­на с судь­бой ев­роп. ци­ви­ли­за­ции как ци­ви­ли­за­ции преж­де все­го хри­сти­ан­ской. Его из­люб­лен­ный сю­жет – встре­ча («пе­ре­крё­сток») раз­ных эпох и тра­ди­ций (Гре­ции и Ри­ма у Плу­тар­ха, ан­тич­ной и биб­лей­ской тра­ди­ций в ран­не­хри­сти­ан­ской и ви­зан­тий­ской куль­ту­ре и т. д.). Ме­тод А. пред­став­ля­ет со­бой род гер­ме­нев­ти­ки, где по­ни­ма­ние и вос­соз­да­ние ис­сле­дуе­мо­го яв­ле­ния дос­ти­га­ют­ся в про­цес­се свое­об­раз­но­го диа­ло­га, «со­бе­се­до­ва­ния» с ним.

Соч.: Плу­тарх и ан­тич­ная био­гра­фия. М., 1973; По­эти­ка ран­не­ви­зан­тий­ской ли­те­ра­ту­ры. М., 1977. СПб., 2004; Ре­ли­гия и ли­те­ра­ту­ра. Ann Arbor (Mich.), 1981; От бе­ре­гов Бос­фо­ра до бере­гов Ев­фра­та. М., 1987; По­пыт­ки объ­яс­нить­ся: Бе­се­ды о куль­ту­ре. М., 1988; Ри­то­ри­ка и ис­то­ки ев­ро­пей­ской ли­те­ра­тур­ной тра­ди­ции. М., 1996; По­эты. М., 1996; Со­фия–Ло­гос: Сло­варь. К., 2001; «Скво­реш­ниц воль­ных гра­ж­да­нин…»: Вя­че­слав Ива­нов. Путь по­эта ме­ж­ду ми­ра­ми. СПб., 2001; Сти­хи ду­хов­ные. К., 2001; Мно­го­цен­ная жем­чу­жи­на. К., 2003; Об­раз ан­тич­но­сти. СПб., 2004; Пе­ре­во­ды: Еван­ге­лия. Кни­га Ио­ва. Псал­мы. К., 2004.

Лит.: Се­да­ко­ва О. Рас­су­ж­де­ние о ме­то­де // Но­вое ли­те­ра­тур­ное обо­зре­ние. 1997. № 27.

Вернуться к началу