НЕСМЕ́ЛОВ ВИКТОР ИВАНОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
НЕСМЕ́ЛОВ Виктор Иванович [1(13).1.1863, с. Курдюм Саратовского у. Саратовской губ., ныне Татищевского р-на Саратовской обл. – июнь 1937, Казань], рус. православный богослов и философ. Из семьи священника. Окончил Саратовскую (1883) и Казанскую (1887, с 1888 преподавал; проф. с 1898) духовные академии. В 1919–20 исполнял обязанности ректора академии, после её закрытия (1921) продолжал читать лекции на дому. Проф. Казанского ун-та (1920–22). В 1921 Н. короткое время провёл под арестом; в 1930 обвинён ОГПУ в создании контрреволюц. центра и в 1932 арестован, но по старости и болезни отпущен.
В гл. сочинении – «Наука о человеке» (3-е изд., т. 1, 1905; 2-е изд., т. 2, 1906) Н. предпринял попытку филос. обоснования православного учения о человеке, став тем самым одним из основоположников русской религ.-филос. антропологии. 1-й том («Опыт психологической истории и критики основных вопросов жизни») посвящён психологич. и логико-гносеологич. анализу сознания. Исходя из внутр. опыта человека, который в акте самосознания обнаруживает «загадочную двойственность» своего существования (с одной стороны, он – дитя природы, «простая вещь» физич. мира, подвластная его законам, с другой – он осознаёт себя свободной нравственной личностью, принадлежащей высшему, духовному порядку), Н. выдвинул экзистенциально-психологическое, или антропологическое, свидетельство существования Бога: наличие в человеке безусловного, надприродного начала (разум, самосознание, свободная воля, нравственность) непосредственно указывает на существование безусловного начала и вне человека, т. к. в окружающем материальном мире ничего этого нет. Согласно Н., человеческая личность является не просто зеркалом по отношению к Богу, а реальным отображением Бога, при этом образ Божий отображается не в к.-л. одной составляющей человека, напр. в уме, а во всём объёме «природного содержания» личности, «так что это содержание непосредственно открывает нам истинную природу Бога, каким Он существует в Себе Самом» («Наука о человеке». СПб., 2000. Т. 1. С. 252).
Противоречивая двойственность человеческого бытия свидетельствует также и о виновности человека. Во 2-м томе («Метафизика жизни и христианское откровение») развёрнута богословско-филос. экзегеза библейского учения о происхождении зла и спасении. Грехопадение людей, в отличие от грехопадения в мире бесплотных духов, не было, согласно Н., «намеренным противодействием воле» Бога, а произошло «по несчастной ошибке». Сущность преступления Н. видел в суеверно-магич. использовании людьми предметов материального мира (запретных плодов как символа любого материального предмета) для обретения духовного совершенства вместо свободного развития ими своих духовных сил. Утратив дарованную Богом свободу, люди оказались в зависимости от причинно-следственных отношений материальной природы, подчинили себя закону греха и смерти, извратив нормальный порядок мирового бытия. Догмат искупления Н. неразрывно связывал с догматом творения: только истинный Творец мира, Божественный Логос – Иисус Христос, жертвенно приняв на Себя грехи всего мира, Своей смертью действительно уничтожает их. Искупление мира Иисусом Христом есть новое творение. Благодаря Воскресению Богочеловека воскресение приобретает характер всеобщего и необходимого антропологич. закона, «потому что каждый человек носит ту самую природу, которую Христос сделал вечной природой; так что по своей человеческой природе, как единосущный Христу, каждый человек необходимо является членом вечного тела Христова» («Наука о человеке». СПб., 2000. Т. 2. С. 353). Души умерших, обладающие памятью, по данной им от Бога энергии воскресения создадут новые тела для бытия в условиях «нового неба и новой земли».