МЕЙЕНДО́РФ ИОАНН ФЕОФИЛОВИЧ
-
Рубрика: Религиоведение
-
Скопировать библиографическую ссылку:
МЕЙЕНДО́РФ Иоанн (Иван) Феофилович (17.2.1926, Нёйи-сюр-Сен, близ Парижа – 22.7.1992, Монреаль, Канада), православный богослов, византинист, церковный историк, протопресвитер, барон.
Из рода Мейендорфов. Родился в семье рус. эмигрантов. В детстве прислуживал чтецом и иподиаконом при митр. Евлогии (Георгиевском) в Александро-Невском соборе в Париже. Окончил историко-филологич. ф-т Сорбонны (1948), Православный Свято-Сергиевский богословский институт (1949), Практич. школу высших исследований (1954). В Свято-Сергиевском ин-те слушал лекции еп. Кассиана (Безобразова), архим. Киприана (Керна), протопресвитеров В. В. Зеньковского и Н. Н. Афанасьева, а также А. В. Карташёва, В. В. Вейдле. Однако гл. своим учителем М. считал прот. Г. Флоровского, от которого усвоил любовь к святоотеч. наследию и понимание важности осуществления в богословском творчестве т. н. неопатристич. синтеза. Преподавал в Свято-Сергиевском ин-те греч. яз. и историю Церкви (1950–59). Избрав областью науч. исследований историю и богословское содержание исихазма, защитил в Сорбонне диссертацию о богословии свт. Григория Паламы, получил докторскую степень (1958). Один из инициаторов создания Синдесмоса (с 1953 его первый генеральный секретарь, в 1954–64 председатель).
В 1959 в Париже рукоположен в диаконы, в священники. В том же году переехал в США. В Свято-Владимирской духовной семинарии в Нью-Йорке, где стал профессором патрологии и истории Церкви, продолжал развивать науч. традиции Свято-Сергиевского ин-та. Преподавал также в ряде амер. ун-тов: Колумбийском, Гарвардском, Фордемском и др. Чл. Исполнительного комитета США по визант. исследованиям. М. был принят в клир Рус. митрополии в Америке; с 1964 протоиерей. Активно участвовал в процессе установления автокефалии Православной церкви в Америке (1970). Переводил православное богослужение на англ. язык. В 1960–1970-е гг. принимал деятельное участие в работе Всемирного совета церквей, при этом критиковал руководство ВСЦ за либеральный подход в решении богословских вопросов и за излишнюю политизацию экуменич. движения. После смерти протопресвитера А. Шмемана М. стал его преемником в должности декана (руководителя) Свято-Владимирской семинарии (1984–92). С 1990 протопресвитер. В последние годы жизни М. получил возможность регулярно бывать в России. За неск. месяцев до смерти оставил должность декана, стремясь целиком посвятить себя церковно-науч. работе.
М. известен как ведущий специалист в области историко-богословского анализа исихазма. В 1959 он подготовил первое издание важнейшего текста визант. исихазма – «Триад в защиту священнобезмолвствующих» свт. Григория Паламы, в том же году отд. монографией вышла его докторская диссертация – «Introduction а̀ l’е́tude de Grе́goire Palamas» («Введение в изучение Григория Паламы»). Эти труды М. высветили в наследии свт. Григория синтез святоотеч. учения о различении в Боге сущности и энергий, о доступных для христианина путях богопознания, о т. н. умной молитве. Исследование исихастского движения, в т. ч. в его противопоставленности зап.-европ. гуманизму, М. продолжил в период жизни в США. Кроме того, осн. областями его науч. исследований в это время стали христология, литургич. богословие (таинства Евхаристии и брака). В 1980-е гг. он обратился к теме исихастских влияний в слав. мире, прежде всего на Руси («Византия и возвышение Руси», 1981). Последний большой труд М. – «Единство Империи и разделение христиан. Церковь в 450–680 гг. после Р. Х.» (1988).