Подпишитесь на наши новости
Вернуться к началу с статьи up
 

ЗЕНЬКО́ВСКИЙ

  • рубрика

    Рубрика: Философия

  • родственные статьи
  • image description

    В книжной версии

    Том 10. Москва, 2008, стр. 461-462

  • image description

    Скопировать библиографическую ссылку:




Авторы: А. П. Козырев

ЗЕНЬКО́ВСКИЙ Ва­си­лий Ва­силь­е­вич [4(16).7.1881, г. Про­ску­ров По­доль­ской губ., ны­не г. Хмель­ниц­кий Хмель­ниц­кой обл., Ук­раи­на – 5.8.1962, Па­риж], рус. фи­ло­соф, пра­во­слав­ный бо­го­слов, цер­ков­ный дея­тель и пе­да­гог; про­то­прес­ви­тер. Ро­дил­ся в се­мье сель­ско­го учи­те­ля и цер­ков­но­го ста­рос­ты. Окон­чил ес­те­ст­вен­но-ма­те­ма­тич. (1904) и ис­то­ри­ко-фи­ло­ло­гич. (1910) ф-ты ун-та Св. Вла­ди­ми­ра в Кие­ве. Уча­ст­во­вал в соз­да­нии (1905) и ра­бо­те Ки­ев­ско­го ре­лиг.-фи­лос. об­ще­ст­ва (с 1911 пред.). В 1906 совм. с В. Н. Лаш­ню­ко­вым и С. Н. Бул­га­ко­вым из­да­вал газ. «На­род». Проф. пси­хо­ло­гии Ки­ев­ско­го ун-та (1915–19). С мая по ок­тябрь 1918 мин. ис­по­ве­да­ний в пра­ви­тель­ст­ве гет­ма­на П. П. Ско­ро­пад­ско­го, вы­сту­пал про­тив преж­де­вре­мен­ной ав­то­ке­фа­лии Укр. церк­ви, в 1919 уча­ст­ник Укр. цер­ков­но­го со­бо­ра. С янв. 1920 в эмиг­ра­ции, в 1920–23 проф. фи­ло­со­фии Бел­град­ско­го ун-та, в 1923–26 ди­рек­тор Рус. пе­да­го­гич. ин-та в Пра­ге, пер­вый и бес­смен­ный пред. Рус. сту­денч. хри­сти­ан­ско­го дви­же­ния. С 1926 проф. Пра­во­слав­но­го бого­слов­ско­го ин-та в Па­ри­же, в 1944–47, 1949–62 де­кан. В мар­те 1942 при­нял свя­щен­ст­во.

В цен­тре вни­ма­ния З. – про­бле­мы хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии. Де­лая ак­цент на том, что че­ло­ве­ку при­су­ща сво­бо­да, З. од­но­вре­мен­но от­ме­чал её ог­рани­чен­ность в си­лу пер­во­род­но­го гре­ха. В мно­го­числ. ра­бо­тах, по­свя­щён­ных про­бле­мам вос­пи­та­ния де­тей и юно­ше­ст­ва, З. осн. за­да­чей пе­да­го­гич. уси­лий счи­тал вы­яв­ле­ние об­раза Божь­е­го в че­ло­ве­ке, творч. пре­об­ра­же­ние все­го со­ста­ва че­ло­ве­ка, пред­на­хо­ди­мо­го как «взаи­мо­дей­ст­вие на­след­ст­вен­но­сти, со­ци­аль­ных и ду­хов­ных влия­ний». В фун­дам. тру­де «Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии» (т. 1–2, 1948–50; франц. и англ. пер.) рас­смат­ри­вал ис­то­рию рус. мыс­ли на­чи­ная с до­пет­ров­ской эпо­хи в её внутр. свя­зи с хри­сти­ан­ст­вом, в т. ч. у тех её пред­ста­ви­те­лей, ко­то­рые ото­шли от ре­лиг. ус­та­нов­ки; ключ к диа­лек­ти­ке рус. фи­лос. мыс­ли З. ви­дел в про­бле­ме се­ку­ля­риз­ма. Прин­цип «ней­траль­но­сти» куль­ту­ры, её не­за­ви­си­мость от ве­ры счи­тал «са­мым ро­ко­вым и боль­ным фак­том на­шей эпо­хи».

Соч.: Про­бле­ма пси­хи­че­ской при­чин­но­сти. К., 1914; На по­ро­ге зре­ло­сти. Па­риж, 1929. Клин, 2001; На­ша эпо­ха. Па­риж, 1952; Рус­ская пе­да­го­ги­ка в ХХ в. Па­риж, 1960; Н. В. Го­голь. Па­риж, 1961; Из мо­ей жиз­ни [и др. вос­по­ми­на­ния] // Па­мя­ти от­ца Ва­си­лия Зень­ков­ско­го. Па­риж, 1984; Ос­но­вы хри­сти­ан­ской фи­ло­со­фии. M., 1992; Мои встре­чи с вы­даю­щи­ми­ся людь­ми // За­пис­ки Рус­ской ака­де­ми­че­ской груп­пы в США. N. Y., 1994–1997. Т. 26–28; Пять ме­ся­цев у вла­сти. Вос­по­ми­на­ния. М., 1995; Про­бле­мы вос­пи­та­ния в све­те хри­сти­ан­ской ан­тро­по­ло­гии. М., 1996; Пси­хо­ло­гия дет­ст­ва. М., 1996; Ис­то­рия рус­ской фи­ло­со­фии. М., 2001; Пе­да­го­ги­че­ские со­чи­не­ния. Са­ранск, 2002; Апо­ло­ге­ти­ка. М., 2004; Рус­ские мыс­ли­те­ли и Ев­ро­па. М., 2005.

Вернуться к началу