ЗЕНЬКО́ВСКИЙ
-
Рубрика: Философия
-
-
Скопировать библиографическую ссылку:
ЗЕНЬКО́ВСКИЙ Василий Васильевич [4(16).7.1881, г. Проскуров Подольской губ., ныне г. Хмельницкий Хмельницкой обл., Украина – 5.8.1962, Париж], рус. философ, православный богослов, церковный деятель и педагог; протопресвитер. Родился в семье сельского учителя и церковного старосты. Окончил естественно-математич. (1904) и историко-филологич. (1910) ф-ты ун-та Св. Владимира в Киеве. Участвовал в создании (1905) и работе Киевского религ.-филос. общества (с 1911 пред.). В 1906 совм. с В. Н. Лашнюковым и С. Н. Булгаковым издавал газ. «Народ». Проф. психологии Киевского ун-та (1915–19). С мая по октябрь 1918 мин. исповеданий в правительстве гетмана П. П. Скоропадского, выступал против преждевременной автокефалии Укр. церкви, в 1919 участник Укр. церковного собора. С янв. 1920 в эмиграции, в 1920–23 проф. философии Белградского ун-та, в 1923–26 директор Рус. педагогич. ин-та в Праге, первый и бессменный пред. Рус. студенч. христианского движения. С 1926 проф. Православного богословского ин-та в Париже, в 1944–47, 1949–62 декан. В марте 1942 принял священство.
В центре внимания З. – проблемы христианской антропологии. Делая акцент на том, что человеку присуща свобода, З. одновременно отмечал её ограниченность в силу первородного греха. В многочисл. работах, посвящённых проблемам воспитания детей и юношества, З. осн. задачей педагогич. усилий считал выявление образа Божьего в человеке, творч. преображение всего состава человека, преднаходимого как «взаимодействие наследственности, социальных и духовных влияний». В фундам. труде «История русской философии» (т. 1–2, 1948–50; франц. и англ. пер.) рассматривал историю рус. мысли начиная с допетровской эпохи в её внутр. связи с христианством, в т. ч. у тех её представителей, которые отошли от религ. установки; ключ к диалектике рус. филос. мысли З. видел в проблеме секуляризма. Принцип «нейтральности» культуры, её независимость от веры считал «самым роковым и больным фактом нашей эпохи».